Вредные советы или как с помощью мультиков сделать ребенка ущербным

На это можно закрывать глаза, отмахиваться, это тема вызывает очень много сопротивления. Особенно когда читаешь о том, что мультики – это плохо, то хочется сразу закрыть страницу и спросить у автора: «Гражданин, а вы случайно не из 19 века?» Как вообще педагогам, психологам приходит в голову говорить о вреде мультиков? Они создаются для детей, многие из них носят развивающий характер и вообще помогают родителям не только в развитии ребенка, но и высвободить хоть немного времени на элементарные вещи: помыть посуду, приготовить ужин или даже, уж извините за подробности, сходить в туалет без ребенка. А какое это прекрасное средство, когда ребенок раскапризничался! Стоит только включить мультик и ребенок, особенно раннего возраста сразу успокаивается.

Я с вами соглашусь, уважаемые родители, что мультфильмы в некотором роде палочка-выручалочка, наши помощники в деле воспитания детей, но есть одно громадное «НО». И это не просто ложка дегтя, а скорее целая цистерна. И не один создатель детского мультфильма или так называемой «развивашки» вам не признается, каким образом его продукт вашему ребенку вредит — деньги первичны.

Мультфильмы детям до 3 лет

Хочу обратить ваше особое внимание, что все, о чем я сейчас напишу – не просто слова, которые призваны произвести сильное впечатление на родителей, напугать, если хотите. Моя цель не в этом. Хотелось бы, чтобы родители просто осознали масштаб проблемы, сделали правильные выводы.

Как бы мне не хотелось ее избежать, увы… Сначала немного скучной теории, для формирования фундамента. Пожалуй, если не все, то очень многие слышали слово «сенсорика» или «сенсорное развитие». Сенсорику можно определить как способность организма распознавать внешние воздействия. Соответственно, сенсорное развитие – это метод познания мира с помощью органов чувств. Именно через органы чувств маленький ребенок познает мир. Именно поэтому маленький ребенок все тянет в рот, трогает, бросает и т.п. Именно поэтому производители игрушек для маленьких детей делают свою продукцию таким образом, чтобы сенсорное восприятие ребенка развивалось: громадное количество игрушек, которые могут шуршать, звенеть, имеют разную текстуру… игрушки очень яркие, но основных цветов, большое количество развивающих ковриков, бизибордов.

Каким образом это все относится к мультфильмам?

А таким, что возрастная особенность ребенка раннего возраста в том, что восприятие у него сенсорное. Он будет смотреть практически все, что вы ему включите, особенно рекламу, потому что присутствует мелькание на экране. Для ребенка этого возраста не важно содержание, вы можете включить: мультфильм, передачу, рекламу, порнофильм, – ребенка будет привлекать мелькание кадров, звуки, яркие картинки, но не содержание! И в этом моменте и кроется опасность. Потому что вот это привлекательное мелькание, которое буквально обездвиживает ребенка, заставляет сесть на попу и вести себя спокойно неестественно длительное для этого возраста время, блокирует развитие корковых отделов мозга. Естественное состояние ребенка этого возраста – движение и исследование окружающей действительности. Помните детскую песенку: «В каждом маленьком ребенке и мальчишке и девчонке есть по 200 грамм взрывчатки, или даже пол кило! Должен он бежать и прыгать, все хватать, ногами дрыгать, а иначе он взорвется, трах-бабах и нет его!». Вот именно таков должен быть ребенок. Аркадий Хайт как нельзя лучше передал психологическую особенность словами шуточной детской песенки. Развитие ребенка тесным образом связано с его собственным передвижением в пространстве и тем, что он берет в руки, видит, слышит, как взаимодействует с предметами и взрослым. А если он сидит и смотрит, то нарушается формирование тех нейронных цепочек, которые должны развиваться в непосредственной деятельности и общении ребенка. Предметная деятельность и общение со взрослым – движущие силы развития ребенка раннего возраста.  А когда ребенка садят перед телевизором, то тем самым нарушается в первую очередь двигательное развитие, а во вторую общение, и появляется самое страшное – зависимость. Даже совсем маленький ребенок требует желаемый гаджет с мультиками или другим привлекательным контентом.

Отдельным пунктом про зависимость.

Сейчас можно констатировать наличие зависимости у детей даже раннего возраста. Причём эта зависимость обоюдная – ребенка и взрослого. В какой-то момент, взрослому становится проще включить мультики, чтобы накормить ребенка, и ребенок начинает есть исключительно под мультики, которые становятся частью ритуала кормления. А если нет мультиков, то нет и ритуала: ребенок начинает быстро терять интерес к процессу кормления: пару ложек и вот он уже начинает выбираться на волю из своего стульчика.

В какой-то момент, например, в очереди в поликлинике ребенку удобнее включить мультики, чтобы он спокойно сидел и не капризничал. Если маме нужно приготовить ужин, помыть посуду, или сделать что-то без ребенка – на помощь приходят мультики. Если папа пришел уставший с работы, и хочет спокойно полежать на диване – выручают мультики.

Самая страшная опасность заключается в том, что мультики начинают заполнять многие моменты жизни ребенка, когда он не удобен. И все больше начинают вытеснять предметную деятельность и общение со взрослым. Ребенку яркое, завораживающее мелькание на экране становится нужнее, а ко всему остальному он теряет интерес – оно выходит на второй план и становится как бы не нужным, и появляется зависимость.  Ребенок будет капризничать, пока вы не включите мультфильмы. Многие родители проигрывает на этом поле битвы – включают, потому что нет ни сил, ни терпения в другом – включаться в неравную борьбу с ребенком, который может долго голосить…

Самая главная вещь, которую следует понять родителю: любой просмотр мультфильмов до трех лет ВРЕДЕН.

Несут ли мультфильмы до трех лет какую-либо развивающую функцию?

Есть еще один вопрос, которые хотелось бы раскрыть в полной мере – заблуждение, что есть и хорошие качественные «развивавши» для детей этого возраста. Производители пытаются…. Но они не смогут никогда в жизни создать такой продукт. Я говорю не голословно, это не мое личное мнение. В этом вопросе я ориентируюсь на «Центр игры и игрушки», при котором есть отдел психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек. В одном из интервью прессе, руководитель этого центра – Елена Олеговна Смирнова, к слову сказать выдающийся российский психолог, рассказала об экспертизе подобных развивающих мультипликационных фильмов для детей 0+. И здесь я, пожалуй, приведу цитату Елены Олеговны:

«Это все ерунда. Да, ребенок может запомнить, где красный и зеленый, но это будет чисто рефлекторное. У нас был опыт работы с этими дисками. Одна из компаний, кажется, «Я все могу!» прислали нам на экспертизу эти самые мультики. Мы написали им абсолютно разгромное письмо, заключение: никакого развития у младенцев, никаких энциклопедических знаний с пеленок невозможно через смотрение, это просто обман. Обман и родителей и детей. Плюс, ко всему еще и вредный обман. Вредный для детей, конечно. Производители таких мультфильмов уверяют родителей, что если с рождения смотреть эти диски – ребенок будет гением, при этом, что ребенок привыкает смотреть телевизор, привыкает к постоянному экрану, а как это пагубно мы обсуждали, они не говорят. Так мы и получаем в итоге зависимых от телевизора и компьютера детей, сами же родители бьют в колокола, но уже поздно. Пока ребенок не изучил реальный мир вокруг себя, вводить его в виртуальный мир мультфильмов вредно и опасно.»

Вот и получается, что никого развития через смотрение быть не может, потому что есть базовые вещи развития психики ребенка, их невозможно изменить. Помимо этого, в самом начале я говорила о том, что дети будут смотреть все, что угодно: любой контент, которое вы включите. Потому что психологически они еще не готовы оценить содержание, понять то, что происходить на экране. О каком развитии мы тогда можем говорить?

Как же закон 0+?

Не зря же придумали маркировку 0+… Если она есть, значит контент максимально безопасен для ребенка? К сожалению, нет. Закон в этом плане очень несовершенен. Только задумайтесь: не 3+, а 0+ ! О чем это нам с вами говорит? О чем это говорит большинству родителей? Что практически с этого самого нуля можно смотреть, значит все хорошо. Маркировка 0+ – достаточно хорошее средство для снятия ответственности, и тревоги с самого родителя по поводу содержания и возраста начала просмотра. Если присутствует маркировка 0+ – значит все хорошо, кем это проверено, значит ребенку это можно. К сожалению, это опасное заблуждение и огромный вред для ребенка. И абсолютно безграмотная позиция с точки зрения наших законодателей.

Реплика в сторону. Личный опыт.

На Новогодних каникулах наша семья, которая включает в себя двоих детей 11 и 14 лет ходила на семейный просмотр фильма «Серебряные коньки». Фильм совершенно замечательный именно для семейного просмотра, видна хорошая работа режиссера. На экране – добрая, яркая сказка, масштабные виды зимнего Петербурга, приключенческий сюжет. В основе – вера и стремление к мечте. Но есть одно НО. И оно достаточно масштабное для такой работы. Фильм маркирован как 6+. И было очень неожиданно среди фильма увидеть постельную сцену с голой грудью главной героини.

Возможно, с точки зрения наших законодателей детям в шесть лет уже пора смотреть постельные сцены? Возможно, сказка промаркирована 6+ по ошибке? Вопросы, конечно, риторические, но ситуация говорит сама за себя – законодательство несовершенно.

В плане просмотра мультиков и другого контента лучше ориентироваться на ВОЗ (Всемирную организацию здравоохранения), которая ставит любой просмотр мультиков под запрет до 3х лет. Помимо ВОЗ, в настоящее время в некоторых странах идет обсуждение закона о запрете доступа детей до 3х лет к любому просмотру контента.

Есть ли взаимосвязь между ранним просмотром мультиков и поведением в более старшем возрасте?

Такие исследования есть. Ученые отмечают взаимосвязь раннего просмотра с отдельными категориями отклонений. О чем речь? Большое количество гиперактивных детей имеют зависимость от телевизора, другими словами, «подсажены» на мультики и детский контент. Дети, которые не нуждаются в общении, неконтактные, с формулировками от врача «аутоподобное поведение», «аутистические черты» – из этой же оперы. Можно говорить о том, что практически 100% детей, которым трудно на чем-либо сосредоточится – это последствия телевизора, мультиков. Потому что дети с самого раннего детства привыкли, что есть внешний «держатель» внимания. А высшие психические функции, такие как внимание, имеют в том числе социальную природу развития.

В каких ситуациях мультики не навредят? Ведь без них же современному родителю не обойтись…

У меня нет ответа на этот вопрос (если рассматривать ребенка раннего возраста). Потому что каждый родитель должен для себя сам определить меру ответственности в этом вопросе, для своего ребенка – меру опасности, соотношения сиюминутной пользы и последствий. Но в любом случае, чем меньше – тем лучше. И уж точно мультфильмы не должны сопровождать ритуалы – отхода ко сну, кормления, приучения к горшку, успокоения. В противном случае родитель роет сам себе яму.

Уже не навредят мультики после трех лет, ребенку-дошкольнику их важно и нужно смотреть. Но здесь есть тоже вои нюансы, о которых мы поговорим в следующем материале.

 

Автор:

Добро пожаловать, уважаемый читатель! Меня зовут Тамара Юшкова, я психолог, педагог, мама, блогер. Про Деток Блог - мой авторский проект о развитии и воспитании детей, на страницах которого я размещаю информацию по детской психологии, о детско-родительских отношениях и обо всем, что так или иначе может оказаться полезным, интересным, необходимым родителям и другим взрослым в деле воспитания и развития ребенка. Буду рада знакомству с вами в комментариях, рассылке, страницах этого ресурса.

Никто еще не оставил отзыв.

Выскажите ваше мнение

Сообщение