Первые месяцы адаптации к детскому саду: что ждет родителя и ребенка?

Вот, наступил долгожданный момент — ребенок пошел в детский сад. Но происходит нечто такое, настолько пугающее, что у родителя начинает возникать много вопросов:

– а не рано ли мы начали ходить в сад?

– почему ребенок так сильно кричит и плачет?

– как все это выдержать?

– почему ребенок остается голодным?

Первые месяцы – всегда сложный период, как для ребенка, так и для родителя. И поведение ребенка в период адаптации к детскому саду зависит от многих факторов. Но от каких бы факторов поведение ни зависело, оно всегда пугает родителя насколько, что последний зачастую начинает сомневаться в возможностях ребенка адаптироваться к детскому саду. Кажется, что слезы расставания никогда не закончатся, ребенок в саду будет все время голодным, и с полным отчаянием, отказом от всего. Он будет только и делать, что ждать маму. У мамы у самой  разрывается сердце и  стоит ком в горле.  

Многие особенности поведения, которые так пугают родителей, на самом деле являются типичными для многих детей, которые только начинают ходить в детский сад.  Но родители склонны полагать, что такое происходит только с их ребенком. Как специалист, который работает в детском саду, могу заверить, что не только с вашим. Многие дети, особенно если их не готовили к посещению детского сада, выдают очень сильную эмоциональную реакцию. Это нам, взрослым, кажется, что не случилось ничего такого, из-за чего стоило бы так убиваться. Но для ребенка весь мир поменялся в одно мгновение. И это надо пережить, как ребенку, так и взрослому.

Давайте перейдем к поведению. Чего ожидать от ребенка в первые месяцы посещения детского сада? Какое поведение является нормой, а когда стоит начать беспокоиться?

Период привыкания к новым условия (читайте: к детскому саду) можно условно разделить на три стадии: острую, подострую, окончание адаптации.

Острая стадия. Что видят родители?

Ярко выраженные изменения в поведении, которые затрагивают все сферы жизни ребенка. Эти изменения в поведении проявляются как во взаимоотношении со взрослым, так и со сверстниками. Их можно наблюдать как в детском саду, так и дома. Меняется настроение, речь, аппетит, активность во время игр, сон. Если ориентироваться на практическую сторону:

  • У ребенка выражены отрицательные эмоции. Он может хныкать, плакать, быть капризным, все время чем-то недовольным, проявлять агрессию по отношению к родителям: отталкивать, кусаться, не давать себя одеть. По дороге в детский сад может «выть как сирена», потому что это единственный способ донести свое нежелание привыкать к чему-то новому и строить свою жизнь без мамы. А эти взрослые все не сдаются, все равно ведут в садик. Значит о своем нежелании нужно заявлять еще громче.
  • Резко снижается аппетит. Я видела очень мало детей, которые в состоянии стресса и адаптации к детскому саду после расставания с мамой, могли притронуться к каше. О какой каше может идти речь, когда ребенок оплакивает горючими слезами необходимость остаться без мамы?

С едой вообще интересная история. Она в детском саду другая. Не такая как дома. У ребенка есть потребность отгоревать, а потом уже принимать что-то новое и другое в свою жизнь. А если мама еще кормит дома с ложки, или есть какие-то проблемы с «накормить», то в детском саду ребенок будет есть из ряда вон плохо. В первом случае, когда мама кормит с ложки – еда выступает в качестве ритуала, общения с мамой. Нет мамы – нет и ритуала. Во втором случае, в детском саду нет возможности создать те условия, которые родители создают для ребенка дома во время кормления (например, кормить под мультики).

Когда ребенок немного адаптируется, он начнет есть. Но в острую стадию адаптации закономерно, что он будет отказываться. И в этот период, ни в коем случае нельзя его заставлять есть – это вызовет дополнительный стресс и с едой в детском саду будут связаны исключительно неприятные эмоции.

Еще один момент, который нужно иметь в виду. Не нужно у воспитателя при ребенка спрашивать: «Ел?». Когда ребенок слышит тревожное «Ел?» каждый раз, когда вы его забираете из детского сада, он сделает вполне логичные выводы. Естественной потребности организма придается важность: ребенок поймет, что это для вас действительно важно. И ребенок очень часто решает в таком случае (усилиями родителей), что если он не будет есть, то может вы его и в садик водить не будете?

  • Познавательная и речевая активность в период адаптации могут быть снижены. У многих детей ранее приобретенные навыки как бы теряются. Если умел пользоваться горшком, то разучился. Речевая активность тоже начинает страдать, снижается. В речь могут вернуться облегченные слова. Здесь ни в коем случае не стоит паниковать, а набраться терпения. Как только адаптационные период начнет двигаться к своему логическому завершению, все вернется в норму.
  • Сон. Первое время ребенок от стрессовой ситуации может беспокойно спать. Может начать просыпаться среди ночи, звать вас, плакать. Это тоже нормальная реакция ребенка на изменение условий, на стресс, который он испытывает от необходимости адаптироваться, привыкать к новым условиям.
  • Двигательная активность. Здесь могут наблюдаться диаметрально противоположные реакции. Но в период адаптации всегда меняется двигательная активность. Какие варианты могут быть? Ранее подвижный, активный ребенок, становится вдруг вялым и заторможенным. Так же не исключен вариант, когда в меру активный ребенок становится слишком подвижным и, и даже неуправляемым. Ранее спокойный ребенок может стать слишком активным, или наоборот, еще более спокойным, что не может не встревожить маму.
  • Поведение дома. Во время привыкания к детскому саду ребенок может быть сам на себя не похож. Причем в детском саду, он может вести себя практически идеально, но вот дома, как говорят родители, «выдает по полной программе». Такое поведение связано с адаптацией к детскому саду, поэтому не стоит срочно воспитывать ребенка и призывать его к порядку. Вашему ребенку в период адаптации, в первую очередь, нужно ваше терпение и поддержка.

Подострая стадия.

Примерно через месяц острая стадия должна перейти в подострую, и все, о чем написано выше, начнет потихонечку уходить из жизни ребенка и вашей жизни. Ребенок начнет активно интересоваться теми игрушками, которые есть в детском саду, начнет прислушиваться к тому, что говорит воспитатель. Заметно уменьшатся изменения в поведении, нормализуется аппетит, сон, эмоциональное состояние, начнут возвращаться навыки, которыми раньше владел ребенок, и речевая активность.

Стадия окончания адаптации.

Полтора -два месяца с начала посещения. Нет никаких изменений в поведении. Все абсолютно так как и раньше. Нормализовался сон и аппетит. Ребенок относительно спокойно посещает детский сад.

По срокам я обозначила вам легкий вариант адаптации, в случае адаптации средней, или тяжелого варианта течения, сроки будут увеличиваться.

Когда нужно бить тревогу?

  • Когда прошло уже больше месяца, и вы не видите никаких улучшений: у ребенка сохраняется плохой аппетит, сон, много слез в группе детского сада и дома, он наотрез отказывается ходить в детский сад;
  • Появились нервные тики (подёргивание века, плеча и т.п.) или повторяющиеся движения;
  • Появились ярко выраженные страхи, которых раньше не было: ребенок до истерики начал чего-то бояться;
  • Ребенок начал заикаться;
  • Ребенок начал плакать до рвоты (не эпизодически);
  • Ребенок не может посещать сад, больше чем несколько дней, начинает сильно болеть через 2-4 дня после того как вышел в детский сад;

Все эти признаки должны насторожить родителя и являться поводом для обращения к воспитателю или педагогу-психологу учреждения, поводом для размышления: действительно ли сейчас ребенку необходим детский сад? Что служит причиной, что ребенок не может так долго адаптироваться к детскому саду?

Еще больше информации вы можете найти в курсе “Легкая адаптация к детскому саду”

Автор:

Добро пожаловать, уважаемый читатель! Меня зовут Тамара Юшкова, я психолог, педагог, мама, блогер. Про Деток Блог - мой авторский проект о развитии и воспитании детей, на страницах которого я размещаю информацию по детской психологии, о детско-родительских отношениях и обо всем, что так или иначе может оказаться полезным, интересным, необходимым родителям и другим взрослым в деле воспитания и развития ребенка. Буду рада знакомству с вами в комментариях, рассылке, страницах этого ресурса.

Никто еще не оставил отзыв.

Выскажите ваше мнение

Сообщение