Папа: Всё, садимся в машину. Поехали, поехали!!!
Борис (5 лет) недоуменно: Папа, а почему ты такая торопля?
Недавно, подборку из интересных детских высказываний я прочитала в одной из социальных сетей. Но вот это, вынесенное в самое начало, навело меня на определенные размышления. Этот коротенький детский ответ – вопрос очень мудр. С одной стороны, он призывает родителя задуматься: «папа, ну подумай, может ли маленький ребенок за тобой поспеть»? А с другой стороны, выражает протест против давления, против понукания, против… если хотите, непонимания.
Ведь мы, взрослые, действительно иногда ведем себя «как в одно место ужаленные», и искренне не понимаем, почему ребенок упирается, когда так нужно поторопиться! И поторопиться нужно не так уж и редко. К сожалению.
Ну чего ты возишься! Марш делать уроки, немедленно! Быстро, я сказала! Да сколько можно копаться, давай быстрей! Не тяни резину! Быстро собираться! Да сколько можно, заканчивай! Я сказала, прямо сейчас! Не тяни кота за хвост! Побежали скорей! Ешь быстрее! Одевайся быстрее! Мы опаздываем! Поторопись!
И это только малая часть того, что ребенок может от нас услышать. А знаете ли вы, что почти каждый второй ребенок не поспевает за тем ритмом, который задают родители. А каждый десятый явно медлительнее своих ровесников. Эдакий копуша. Можно даже предположить наличие страшной болезни или отставание в развитии. Но часто бывает наоборот. Медлительный ребенок вполне здоров, и более того, талантлив! Таким копушей был Пушкин. И Энштейн.
И если честно, ребенок по своей природе существо медлительное. В свое время он поспеет за темпом взрослого, но это будет именно «в свое время». А пока, может лучше позволить ребенку не торопиться? Это мы все время бежим куда-то. Это у нас, взрослых, скорость – реальность времени. Скоростная техника работает еще быстрее. Быстрая еда. Высокоскоростной интернет… Пожалуй, в силу времени можно говорить и о скоростных отношениях.
И стоит полагать, что в нашем бешенном мире мы хотим «скоростных» детей. Но нужно научиться выдерживать паузы. Учиться созерцать. Учиться терпению и пониманию. И тогда мы увидим то, чего не видели, когда бежали и торопились. Заметим, как они растут, развиваются, учатся новому. Научимся просто быть с ними вместе. А они…становясь старше, научатся поторапливаться.