Цифровые дети. Планшет и другие гаджеты: друзья или враги?

Нынешние поколение родителей – это цифровые мигранты. Мы с вами плавно мигрировали из прошлого века в век сегодняшний, который принято называть веком цифровых технологий. И стоит признать, что свое детство мы вспоминаем с наслаждением  и называем его самым здоровым и самым счастливым. Мы, порой, с утра до вечера носились по улицам, нас невозможно было загнать домой. О нашем местонахождении мамы гадали, но никому в голову не приходило идти в милицию… наши мамы знали, что мы вечером придем домой голодные, возможно грязные и они нам выдадут на орехи по полной программе. У нас было много друзей, своя дворовая компания, которая каждый день придумывала что-то новое…

Но времена меняются, и наше поколение смотрит на детство своих отпрысков с сожалением. В их детстве мало улицы и много гаджетов, в перемешку с многочисленными занятиями в развивающих центрах. Насколько такое положение дел верное, или не верное, сказать трудно. Но стоит поразмышлять.

Наши дети – цифровые аборигены. Их с рождения окружают различные цифровые приборы, с которыми они начинают «общаться» еще до того, как начинают понимать для чего и как они функционируют.  Порой, даже до того, как начинают говорить. Такова реальность.

На самом деле, берясь за эту тему, я немного почитала, что же пишут про влияние гаджетов в Интернете. Знаете, была разочарована. В топе поиска Яндекса и Googl’а висит несколько статей, которые призваны ответить на вопрос о пользе или вреде планшета, и других устройств. Но, к сожалению, ответы в них достаточно поверхностные, без учета той социальной реальности, в которой находятся наши дети. Более того, статьи пишутся нами, цифровыми мигрантами! А нам, согласитесь, есть за что покритиковать гаджеты. Ибо мы помним наше счастливое детство, полное приключений на уличных просторах. И было бы глупо полагать, что набирая эти строки, я избегу давления той эпохи восьмидесятников, в которую я родилась. Тем не менее, я постараюсь дать максимально объективную оценку. Чтобы это сделать, нужно учесть один лишь фактор:

  • Среда, в которой растут наши дети, делает их совершенно иными.

Кардинально, отличающимися от нас. Да, у наших детей все те же руки, ноги, голова. Но они другие. По-другому функционирует мозг, по-другому развиваются высшие психические функции. В итоге они по-другому смотрят на мир, по-другому мыслят. Наши дети видят то, чего не видим мы, и умеют то, чего не умеем мы.

Итак, критика цифрового мигранта. Или, сначала о минусах.

  • Снижение педагогической культуры родителей. Иначе говоря: проще дать гаджет (планшет или телефон, или на худой конец включить мультики) «чтобы не орал», «чтобы отстал», «чтобы спокойно заниматься своими делами», «чтобы передохнуть от беготни и шума».

Всеобщая тенденция. Родители просто не знают, как организовать, чем занять своего ребенка. В итоге, цифровые изобретения становятся своеобразным откупом от ребенка. Знаете, что самое плохое в этом? Что «откуп» продолжается не 15 минут и даже не пол часа.Выливается это в то, что родители не играют с ребенком. В итоге, дети не умеют играть, они не знают чем себя занимать или как играть с теми игрушками, которые купили родители. Чаще всего, куча игрушек лежит мертвым грузом. Или используется не по назначению.

Почему так не должно быть? Потому что разрушается система нормальной коммуникации между родителем и ребенком. К чему это приведет, думаю, каждый может нарисовать в своем воображении.

  • Второй пункт плавно вытекает из первого. Если ребенок проводит много времени, например, с планшетом, он лишен двигательной активности. А двигательная активность для ребенка – это залог его гармоничного и правильного развития. Если ребенка лишать двигательной активности, то это негативным образом сказывается на многих системах его организма: дыхательной, сердечно – сосудистой, нервной, системе кровообращения и на опорно–двигательном аппарате. В конечном итоге, недостаточная двигательная активность может нарушать работу головного мозга.

Это, пожалуй, два очевидных минуса. Предвижу, что грамотное сообщество интернет-мам мне возразит: ведь можно гаджеты использовать и разумно, избежавэтого негативного влияния! Не спорю с вами: можно использовать иначе, можно избежать. Но педагогический опыт говорит мне обратное – очень немногие родители используют новые технологии во благо. Я скорее ужасаюсь, когда краем уха слышу, что планшет  становится чудо-помощником и чуть ли не единственным чудо-средством для успокоения ребенка.

Двигаемся далее.

  • Гаджеты влияют на память. Практически любая информация оказывается в поле детской досягаемости в любое время суток, начиная с раннего возраста. Эта доступность меняет структуру мнемонических процессов у ребенка. Память становится, во-первых, «неглубокой», а во- вторых, «короткой». У наших с вами детей формируются другие механизмы запоминания и удержания информации. И дети, скорее, запоминают не саму информацию, а тот путь или способы, которыми они могут до нее добраться.
  • Гаджеты влияют на внимание. И это доказано. Если наше поколение в начальной школе было способно удерживать внимание на уроке в течении 40 минут (что кстати рассматривалось как норма), то теперь на такой подвиг способны единицы сегодняшних новоиспеченных школьников.
  • Гаджеты влияют на восприятие. Этот пункт напрямую связан с первым. Если мама «откупается» от ребенка и он долгое время проводит со своим электронным другом, то ребенок начинает испытывать то, что, выражаясь языком научной психологии, называется депривацией. То есть, ребенок ограничен в получении различных сенсорных сигналов, которые связаны с окружающим миром. Он весь в игре или мультиках. У него может притупиться восприятие, например, звуков реального мира. Мама зовет его, а ребенок в прямом смысле слова не слышит. Тоже самое с запахами и другими стимулами из окружающего мира. Может возникнуть даже боязнь прикосновений. Чем чревато? Речь в первую очередь идет о протопатической чувствительности. Человек все таки должен ощущать (слышать, чувствовать запахи, приближение другого человечка) свое тело и контролировать его возможности. Это то основное, что формирует восприятие себя как физической сущности. Если этот вид чувствительности будет постоянно «затуманен», то следствием будет недостаточное его развитие, что приведет к сложностям в формировании своего «Я».
  • Напоследок, гаджеты (и неограниченные потоки информации, получаемые посредством их) могут сформировать «клиповое мышление». То есть мышление, которое построено на визуальных образах, а не на логике. Такое мышление предполагает, что информация обрабатывается короткими порциями. Некоторые исследователи рассматривают, что данный вид мышления возникает в качестве защитной реакции. Так оно или нет, судить не мне. Но то, что наши дети уходят от нашей (линейной) модели мышления, это однозначно.

Пожалуй, это основные минусы. Но можно ли однозначно назвать их минусами? Казалось бы, все вышесказанное требует однозначного положительного ответа. Но согласиться я могу только с первыми двумя названными мною пунктами. Касательно остальных, с 3-го по 6-й, мой ответ – нет. «Нет», по той простой причине, что в самом начале статьи я обещала дать объективную оценку.  И, как я говорила, ее невозможно дать без поправки на ту социальную действительность, в которой живут наши дети.

А реальность такова, что детей окружает не только планшет и телевизор. Они живут в перенасыщенном инфокоммуникационном потоке. Эта среда заставляет их быть многозадачными. Для нас, цифровых мигрантов, (как бы ни говорили, что женщины могут делать несколько дел сразу) характерен один вид деятельности. В нормальном состоянии мы продуктивно занимаемся одним делом. Наши дети не такие. Если взглянуть на сегодняшних подростков, то они одновременно сидят за компьютером, общаясь в чате, ища информацию, слушая и качая музыку, жуют бутерброд, отвечают на надоедливые вопросы родителей и при всем этом делают домашнее задание. Этому всему они учатся с раннего детства. Они включены в инфокоммуникационную среду, и с ранних лет нацелены решать несколько задач. Их мозг начинает работать в другом режиме. Другие механизмы запоминания, неспособность долго удерживать внимание на определенном виде деятельности, другое восприятие, иное мышление – та плата, которую дети вынуждены платить, живя в информационном обществе.

Кто-то скажет, что это слишком дорогая цена. Ведь мы, цифровые мигранты, пытаемся объяснить эти изменения с точки зрения тех знаний, норм и патологий, критериев, что имеются в арсенале нашей науки. В итоге, получается, что сейчас очень много детей с СДГВ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Для которого как раз и характерны невозможность сосредоточится, импульсивность, снижение способности к запоминанию и пониманию информации, неусидчивости, возбудимости.

Но важно понять, что наши дети не больные. То, что беспокоит родителей – не всегда болезнь. Мы невольно сравниваем наших детей с нами в детстве – у нас то все было не так. И почему-то мы думаем, что у нас было лучше. Однако, существуют разные точки зрения на то, что происходит. Поэтому изменение механизмов памяти, внимания и всего того, о чем я уже говорила – факты, которым нельзя присвоить отрицательное значение. Кто знает, может эти изменения к лучшему? Наши дети адаптируются к новому темпу жизни. И если смотреть на действительность, то мы живем среди свалки информации. Эта свалка очень огромна. Запомнить все то, что видишь и слышишь каждый день – невыполнимая задача. Поэтому, проще запомнить способ поиска информации. Сосредоточенно обращать внимание на все –не вариант. Нужно быстро обрабатывать информацию: нужна – запоминаем путь, как до нее добраться, бесполезна – переключаемся на следующую порцию. Мне в этом видятся плюсы, нежели минусы. Т.к. моим детям жить в этом мире. И успешнее они будут, если не будут соответствовать идеалу, норме.

На заметку.  Существуют разные взгляды на зависимость от игр. Нам, безусловно, не нравится, что различные игры на планшете или компьютере (других гаджетах) «затягивают» наших детей. Каждый раз, когда мы хотим у ребенка забрать планшет, мотивируя это тем, что много играть нельзя, слышим: «Мама, ну еще чуть – чуть». И это еще «чуть – чуть» для нас кажется опасным. Потому что в голове у нас есть установка, что еще «чуть – чуть» ничего хорошего не даст: портится зрение, осанка, появляется зависимость. Есть исследования, доказывающие, что у «игроманов» слабее развита способность к волевой регуляции. Наоборот, их воля навязчивым образом направлена на то, чтобы играть: проходить уровни, выполнять одни и те же игровые действия. Для нас все это кажется ужасным. Но есть и другая точка зрения. Я сошлюсь на исследование Джона Бека и Митчела  Уэйда. В их исследовании показано, что некоторые игры могут являться эффективными тренингами для будущих бизнесменов. Ребенок-игроман, вырастая, обнаруживает в себе такие качества как скорость мышления, визуальное внимание, склонность к разумному риску. У него есть последовательность и настойчивость в действиях, настроенность на победу. Исследовались дети, которые часами тратили время на компьютерные игры, и в последствии они стали успешными топ-менеджерами, которые проявляли себя как ответственные профессионалы и, что немаловажно, умеющие работать в команде.

Что после этого сказать? Только то, что нельзя судить о предмете по одной его стороне. На одной чаше весов будет исследование немецкого профессора Манфреда Спицера, утверждающее, что мозг у современных детей атрофируется. На другой – Гэри Смолл и его коллеги, доказывающие, что у современных детей идет повышение скорости психических процессов, что способствует развитию нейронных связей. Следовательно наши дети умнее, чем мы. С одной стороны СДГВ, а с другой – приспособление к новому темпу жизни и многозадачность, успешность в инфокоммуникационной среде. С одной стороны, игровая зависимость, с другой – тренинг для успешного будущего.

Поэтому вопрос, состоящий в том, являются ли различные гаджеты для нас и наших детей врагами или друзьями не совсем корректен. Мы живем среди них. Они часть нашей среды. Несомненно, как и любой объект среды, они оказывают влияние на нас и наших детей. Но это влияние нельзя отнести только к белому или черному, сказать хорошо оно или плохо. Потому что, если вы будете отвечать на вопрос в таком ключе, и ответите отрицательно, то рискуете успешным будущем своего ребенка, где все его сверстники будут в курсе новинок, обновлений. Ваш ребенок будет просто белой вороной. Если же ответите положительно и пустите все на самотек, то тоже рискуете попасть в ловушку. Потому что нет гарантии того, что все окажется хорошо.

В любом случае, воспитание ребенка и уделение ему внимания никто не отменял.

© Image courtesy of ARAKINGDOMS at FreeDigitalPhotos.net

Автор:

Добро пожаловать, уважаемый читатель! Меня зовут Тамара Юшкова, я психолог, педагог, мама, блогер. Про Деток Блог - мой авторский проект о развитии и воспитании детей, на страницах которого я размещаю информацию по детской психологии, о детско-родительских отношениях и обо всем, что так или иначе может оказаться полезным, интересным, необходимым родителям и другим взрослым в деле воспитания и развития ребенка. Буду рада знакомству с вами в комментариях, рассылке, страницах этого ресурса.

Никто еще не оставил отзыв.

Выскажите ваше мнение

Сообщение