О детских чувствах или почему ваш ребенок закатывает истерики?

Мне очень давно хотелось написать статью о том, как поступать родителям в ситуациях, когда ребенок закатывает истерику. Истерика – вещь весьма неприятная, особенно если она закатывается в магазине или на улице, да при том, что еще разные бабушки-тетеньки (знакомые и не очень) пытаются упокоить вашего ребенка…

Но, немного подумав, я решила, что, для начала, важнее будет написать о том, откуда эти истерики берутся. И почему дети, к нашему взрослому удивлению,  могут повышать голос в отношении родителей, топать ножкой, да и вообще, при случае, сказать что-нибудь не очень приятное в ответ на нашу весьма мирную просьбу.

Как известно, ничего не может появиться просто так, взяться ниоткуда. И, страшная правда  заключается в том, что мы с вами, дорогие мамы и папы, учим детей такому поведению.  Не в том, разумеется, смысле, что сами ведем себя таким образом: родители, все таки, не падают на пол, громко при этом крича и со слезами шлепая об пол руками и ногами. Я имею ввиду то, что мы закладываем в наших детях определенный стереотип поведения, и при удобном случае (конечно, для родителей удобным его назвать нельзя) наши детки нам «выдают по полной».

У многих сейчас возник вопрос: как же мы учим детей такому поведению, если сами так не делаем?  Давайте разбираться! Возьмем простую аналогию. Многие из нас знают как ребенок учится говорить. Он смотрит на нас взрослых, наблюдает за нашими действиями и потом просто повторяет. То есть принцип овладения речью можно объяснить простыми словами – это наблюдение  и повторение.  Но, согласитесь, овладение речью – это далеко не все, что нужно ребенку, ведь человек — существо социальное. И, соответственно, ему нужны навыки общения с другими людьми. И эти навыки он обретает в первые годы своей жизни точно так же, как овладевает речью:  наблюдает за своим ближайшим окружением, запоминает, воспроизводит.

И что он видит? Как ведет себя ближайшее окружение? Как ведем себя мы родители, когда ребенок делает что-то по нашему мнению недопустимое (возьмем детей до трех лет)? Когда он лезет в розетку, хочет взять в туалете и размотать весь рулон туалетной бумаги, вылить воду на пол и побегать в образовавшейся лужице… как правило, в таких случаях мы ругаем ребенка, а потом наказываем. Ну или наоборот: сначала наказываем, а потом в эмоциональном возбуждении пытаемся объяснить, что так делать нельзя. И ребенок хорошо усваивает этот урок, но усваивает его не так, как нам бы этого хотелось.

Дело в том, что 72% информации, которую мы пытаемся донести до ребенка в словесной форме, им попросту не усваивается! А что усваивается? Усваивается модель поведения, как нужно вести себя, когда ты с кем-то не согласен. А именно — кричать, возмущаться, наказывать. И вот проходит немного времени и возникает ситуация, когда ребенок не согласен с родителями: не хочет одеваться на прогулку, хочет рисовать на стенах… Он вспоминает как вели себя родители, когда не были с ним согласны и начинает воспроизводить: возмущаться, кричать, в то время когда мы пытаемся призвать его выполнить желаемые нами действия. Ведь, собственно, так же принято поступать, если ты с кем-то не согласен? А для нас родителей такое поведение является неприемлемым. Как это так? Ребенок кричит — это непослушание! Нет, такого нельзя допустить. И мы, попросту, ругаем и наказываем ребенка за такое его поведение. А в это время, как раз, и закрепляется в ребенке убеждение, что когда ты с кем-то не согласен, нужно вести себя именно таким образом, а не иначе. Ведь родители не были согласны со мной, что я себя так веду. Они кричали? Шлепали по попе? Значит именно таким способом нужно отстаивать свое мнение в этом мире.  Вот только жаль, что родители оказываются сильней… но как правило это не надолго.

Вот такой вот механизм возникновения детского несогласия. И, так как у детей нервная система еще не совсем устойчива в процессах возбуждения и торможения, то несогласие выливается в неприятные истерики, и родителям, порой, очень трудно детей успокоить.

На самом деле, механизм наблюдение – запоминание – подражание типичен для маленького ребенка, и, именно поэтому говорят, что «яблочко от яблоньки недалеко падает». Именно поэтому ребенок является нашим отражением, и очень многие «наши» черты характера мы можем увидеть в ребенке, если внимательно понаблюдаем.

Надеюсь, что это статья помогла вам понять, откуда берутся у ребенка не только истерики, но и многие привычки. Ведь ребенок впитывает как губка буквально все: и то, как вы ведете себя по отношении с ним, и то с какими чувствами вы делаете уборку в доме.

Хочется верить, что эти знания помогут вам в дальнейшем избежать  как детских истерик, так и многих неприятных вещей.

Автор:

Добро пожаловать, уважаемый читатель! Меня зовут Тамара Юшкова, я психолог, педагог, мама, блогер. Про Деток Блог - мой авторский проект о развитии и воспитании детей, на страницах которого я размещаю информацию по детской психологии, о детско-родительских отношениях и обо всем, что так или иначе может оказаться полезным, интересным, необходимым родителям и другим взрослым в деле воспитания и развития ребенка. Буду рада знакомству с вами в комментариях, рассылке, страницах этого ресурса.

2 комментария to “О детских чувствах или почему ваш ребенок закатывает истерики?”

  1. Если ребенок научился закатывать истерики, даже не старайтесь выяснить, где он набрался плохих манер и чья в том вина. Просто ваш ребенок находится в той фазе роста, когда его негативные чувства еще не находят выхода в приличествующих случаю словах и иных социальных знаках.

    • bertsi, а почему даже не стараться? Вы пишите «ваш ребенок находится в той фазе роста, когда его негативные чувства еще не находят выхода в приличествующих случаю словах и иных социальных знаках» — это справедливо лишь отчасти. Ребенок маленького возраста может вести себя подобным образом и для него это будет нормальным. Но для ребенка постарше, который уже достаточно хорошо владеет речью, истерика не самый продуктивный и безобидный вариант для его психики. И если ребенок будет вести себя подобным образом, то родителям неплохо бы задуматься: почему?

Leave a Reply to Тамара

Сообщение