Сегодня, уважаемые читатели, я хотела бы рассмотреть еще один аспект кризисного возраста – это отношения с мамой.
Но, для начала, давайте вернемся немного назад, в период до кризиса трех лет, и рассмотрим такое понятие как базовое доверие. С самого рождения ребенок вырабатывает доверие к маме, эмоциональную привязанность к маме, тем самым закладывая базовое доверие к окружающему миру: к будущим друзьям, будущему партнеру – на всю оставшуюся жизнь во взрослом возрасте. И то, как ребёнок сможет выработать, сформировать базовое доверие будет влиять на его дальнейшие отношения с людьми во взрослой жизни.
Вот что интересно — в период от 1-го года до трех лет – в период раннего возраста, происходит стадия закономерного отделения ребенка от мамы. Я уже рассказывала об этом в статье: Возрастные кризисы. Кризис 1-го года. И, теперь возвращусь к теме: момент отделения продолжается в кризис трех лет. Здесь очень интересный момент: нужно чтобы ребёнок действительно продолжил дальнейшее отделение от мамы по линии автономий и самостоятельности. Потому что возврат ребенка в симбиоз к маме, туда где все хорошо, где все понятно, приведет к тому, что ребенок окажется несамостоятельным во взрослой жизни, он не сможет принимать никакие самостоятельные решения. Так же это отразится на самооценке взрослого человека.
Но часто этот момент автономий и самостоятельности понимается как разрушение каких-то отношений с мамой, когда взамен ничего не образуется. Но это не совсем так. В момент кризиса трех лет у ребенка в норме должно сформироваться константное положительное отношение к маме.
В предыдущих частях я говорила о том, что когда ребенку что-то запрещают, он очень недоволен, очень возмущается. И, возможно я сейчас повторюсь, но нередка такая ситуация, когда ребенок ведет себя следующим образом: может сказать маме: уйди ты плохая, ты меня не любишь. Может плюнуть, замахнуться ручкой или ножкой, чем приводит в шок окружающих бабушек и очень огорчает маму. Но еще раз заостряю внимание на том, что если кризис у ребенка завершается успешно, то в норме у ребенка должно сформироваться естественное положительное отношение к маме. Ощущение любви и приятия со стороны мамы. Действительно, в момент недовольства мы можем наблюдать описанную выше ситуацию, но стоит маме сказать: иди я тебя пожалею, а ты попросишь прощения, детки радостно бегут и обнимают маму со словами: мамочка, как я тебя люблю, ты у меня самая лучшая. Но это лишь то, что мы можем наблюдать: внешний поведенческий аспект. А если говорить о внутреннем – то должно закрепиться положительное отношение к маме, любовь к маме и приятие. То чувство, то ощущение некого базиса, стабильности, которое остается с человеком на всю оставшуюся жизнь. Есть такие люди (вероятно, их большинство), которые знают, что чтобы в жизни не случилось, есть единственный человек на земле, которые их всегда примет, всегда любит, всегда ждет и всегда простит. И мама в этом случае является неким прообразом корней дерева – дает возможность развиваться личности и развиваться успешно, без чувства вины. Без чувства неуверенности.
Вот такую немаловажную роль играет мама в жизни ребенка в кризисный период. А в следующий раз мы с вами, уважаемые читатели, подведем итоги и ответим на вопрос: а можно ли без кризисов?
Похожие статьи:
Возрастные кризисы. Кризис одного года у ребенка.
Возрастные кризисы. Кризис трех лет. Часть 1.
Возрастные кризисы. Кризис трех лет. Часть 2.
Часть 3. Кризис трех лет и агрессия у ребенка.