Чтение с увлечением

Приветствую вас, уважаемые читатели моего блога!

Сегодня  мне хотелось бы рассмотреть такую тему, как чтение с увлечением. Если вы задаетесь вопросом: с какого возраста лучше всего учить ребенка читать, то в данной статье я выскажу свое мнение по этому поводу.

И начну свою статью я с диалога с вами, уважаемые родители. Ответьте, пожалуйста, на два вопроса:

  • Как вы думаете, для чего ребенку дошкольного возраста нужно уметь читать?
  • Что может получить ребенок от этого умения?

Отвлекитесь пока от дальнейшего чтения и проговорите ответы.

Ответы, которые я слышала ранее от людей, в основном сводились к нескольким вариантам:

  • «Для общего развития. Для развития воображения»;
  • «В качестве подготовки к школе. Сейчас требования такие, чтобы дети в школу приходили читающие»;
  • «Для развития речевого аппарата ребенка».

Рискну, предположить, что подобным образом могли ответить и вы… Но вся проблема заключается в том, что мы, родители, вернее будет сказать — большинство из нас, не сможем дать ответ, который был бы значимым для самого ребенка.

Задумайтесь, чем является сам процесс чтения для ребенка-дошкольника? Не буду долго томить – игрой. Да, именно игрой. Потому что рассматривать такой процесс как какую-то учебную деятельность нельзя. Помимо игры, для детей процесс совместного чтения с родителем – это еще и источник эмоциональных переживаний. Это повод провести время вместе с любимым значимым взрослым. А все ответы (которые вы дали, отвечая на вопросы), озвученные в них цели и задачи, имеют право на существование. Но нужно понимать, что ставят эти цели и задачи родители, и они не значимы для ребенка.

Вот я и подхожу к ответу на вопрос: во сколько же учить ребенка читать?

В старшем дошкольном возрасте. И ни в коем случае не в 2, не в 3, и даже не в 4 года. Оптимально — ближе к 6 годам. Почему именно так, а не иначе? Ведь раньше до школы было очень мало читающих детей! Еще мое поколение училось читать только в первом классе. Все это так. Но дело в том, что привычка к чтению формируется в дошкольном возрасте. В начальной школе такую привычку формировать уже поздно.

Так же хотелось бы осветить вопрос о раннем развитии ребенка, поскольку чтение с таким процессом очень сильно соприкасается. Все больше и больше родителей попадают в ловушку раннего обучения и развития детей, и стремятся научить своего ребенка читать чуть ли не с пеленок. Но дело в том, что родители не знают важную истину :

обучение чтению в раннем дошкольном возрасте противоречит психофизиологическому развитию ребенка.  

Родители вполне могут преуспеть в обучении ребенка чтению в три года, в два, но это будет не совсем чтение, а скорее, натаскивание. Потому что ребенок еще не читает, а скорее распознает слова. Пользы от такого чтения не много, потому что важно качество чтения. То есть, такой процесс чтения, при котором ребенок будет выступать в роли субъекта по отношению к чтению, выражать свою субъектную позицию. Другими словами, ребенок будет демонстрировать осознанное отношение к чтению: он будет выбирать, когда, при каких условиях и что почитать. Стоит заметить, что субъектная позиция в отношении чтения есть не у каждого взрослого.

В общем-то, говоря про то, что чтение в раннем возрасте противоречит психофизиологическому развитию ребенка, не хочу остаться голословной. И сошлюсь на масштабное исследование, которое проводилось Институтом Возрастной Психофизиологии под руководством Марьяны Михайловны Безруких. Не буду вдаваться в дебри, кратко перескажу суть. В процессе этого исследования было обнаружено, что у детей 4 лет, которые обучались читать с пеленок, в этом возрасте наблюдалось резкое увеличение плотности и количества нейронных связей. По этому критерию они ушли далеко вперед, оставив позади своих нечитающих сверстников. Но что интересно, когда их нечитающие сверстники ближе к 6 годам начинали учится читать, то в общем-то очень быстро не только догоняли, но и обгоняли по развитию мозга тех детей, которых учили читать рано. И более того, они продолжали развиваться дальше, в то время как их «раночитающие» друзья оставались на том же уровне.

Так что, уважаемые родители, всему свое время. Ваши дети обязательно научатся читать. Не стоит торопить события. Детям гораздо важнее получить не какие то знания и умения, а то без чего их детство не будет счастливым- живое общение с любящими родителями.

Автор:

Добро пожаловать, уважаемый читатель! Меня зовут Тамара Юшкова, я психолог, педагог, мама, блогер. Про Деток Блог - мой авторский проект о развитии и воспитании детей, на страницах которого я размещаю информацию по детской психологии, о детско-родительских отношениях и обо всем, что так или иначе может оказаться полезным, интересным, необходимым родителям и другим взрослым в деле воспитания и развития ребенка. Буду рада знакомству с вами в комментариях, рассылке, страницах этого ресурса.

2 комментария to “Чтение с увлечением”

  1. Тамара, я думаю, что такое желание «раннего развития» больше продиктовано модой на раннее развитие и желанием родителей быть родителями суперталантливого ребенка.
    Я своего не торопила, но при этом он видел, что чтение — есть ежедневный момент маминых занятий, начал читать где-то между 5 и 6 лет, но сразу словами и довольно быстро.
    И потом, главное ведь не научить читать, а привить привычку к регулярному чтению. А ведь большинство даже «рано развитых детей» годам к десяти уже перестают любить читать.

    • Наталия, я с вами полностью согласна. У меня была почти такая же ситуация. Когда старшая дочь заинтересовалась буквами и чтением, ей было около 5 лет. И в 5 с копейками я уже научила ее читать. Процесс обучения прошел быстро и безболезненно. И потом я ни разу не заставляла ее читать. Хотя от своих знакомых я часто слышу, что их ребенок просто не хочет читать, они не знают что делать, чуть ли не из под палки заставляют. И ,скорее всего, такая ситуация происходит из-за отношения к чтению самих родителей, без учета интересов ребенка.

Выскажите ваше мнение

Сообщение