Ребёнку с задержкой речи нужно минимизировать использование гаджетов

Очень часто я даю рекомендации родителям, в том числе прописываю их в заключении, что нужно минимизировать использование электронных устройств. Но не всегда удаётся донести, как именно влияют гаджеты на психику, и почему желательно их использовать как можно меньше.

Этим постом хочу восполнить пробел, и рассказать подробнее о влиянии гаджетов на когнитивные способности.

❗️Родителям детей без задержек речи тоже будет полезно почитать.

Вообще, казалось бы стандартная рекомендация. Но вся трудность в том, что большинство родителей не воспринимает её серьёзно.

Сначала давайте про возраст. Не удивлю, если скажу, что для ребенка будет лучше, если вы как можно дольше оттяните его знакомство с гаджетом. Потому как чем младше ребенок, тем сильнее будет выражено негативное влияние. Самые распространенные проблемы:

🟧 замедленное развитие речи;

🟧 повышенная возбудимость;

🟧 сложности с учебой, снижение внимания и ухудшение памяти;

🟧 нарушения зрения;

🟧 врачи отмечают нарушения кровообращения в шейном отделе и головные боли;

🟧 трудности с засыпанием и, в целом, проблемы со сном.

Не буду спорить, что от гаджетов есть и польза. Но об условной пользе можно говорить уже для детей старшего школьного возраста, когда дети учатся работать с разными источниками информации. А если мы говорим об электронном устройстве для дошкольника и развивающих играх на этом электронном устройстве, то скажу, что всевозможные «развивающие игры» таковыми не являются. Много об этом писала ранее, в том числе ссылаясь на исследования.

Теперь немного подробнее о том, как использование гаджета будет отражаться на здоровье вашего ребенка.

🧠 Поскольку я в силу специализации непосредственно работаю со структурами головного мозга, то встречала информацию авторитетных коллег о том, что при неконтролируемом использовании ребенком гаджета в лобных долях головного мозга образуется меньше нейронных связей. Лобные доли у нас про что? Про поведение, про регуляцию своей деятельности в целом, в том числе эмоций. В моей практике были случаи, когда при минимизации использовании гаджета у ребенка становилось лучше с поведением. Если у вашего ребенка вспышки гнева и неконтролируемого поведения, то присмотритесь, сколько времени он проводит за гаджетом, и во что он там играет?

👁 Встречала информацию, опять от докторов, что зрение формируется неправильно Глаз учится искать и выделять объекты. И поскольку мы с вами живем в трехмерном пространстве, соответственно, учиться что-то видеть и выделять из общего поля он должен в этом же трехмерном пространстве. Плюс к этому всему объекты могут находиться в движении. Возможно это только в реальном мире. В виртуальном же глаз сфокусирован на определенном расстоянии от экрана гаджета, и у глаза нет задачи фокусироваться ближе или дальше.

👩🏻‍🎓Дети, которые привыкли к электронном устройству, к быстрому переключению визуальной информации, быстро устают от чтения, часто теряют строку и не всегда понимают смысл прочитанного. Это происходит как из-за слабости глазных мышц, так и присоединяются наши лобные доли, которые отвечают за контроль деятельности. Особым образом сформированное мышление ребенка (исследователи говорят о клиповом мышлении), ограничивает возможности ребенка там, где нужна монотонная деятельность, к которой относится чтение и письмо.

✍🏻 Мелкая моторика. Надеюсь никто не станет спорить, что ее невозможно развить тыканием в экран. Движения кисти должны быть разнообразны. Ребенок должен взаимодействовать с очень разными предметами, как на ощупь так и по форме, чтобы формировался правильных захват. Помимо этого, можно еще говорить о сенсорном развитии, которое происходит через взаимодействие с разными материалами.

Плюсом ко всему будет страдать эмоциональное развитие, более развернутый пост напишу об этом в следующий раз. И… в заключении, про речь.

🗣 Поскольку речь — это вершина айсберга, и если есть «поломка» в одной из структур головного мозга, то мы можем видеть отражение этой поломки в речевом развитии ребенка, а точнее в задержке речевого развития. На самом деле, здесь все очевидно. Если ребенок много времени проводит за экраном и мало говорит, то мало того, что он осваивает несколько иной способ контакта, но в первую очередь, будут страдать языковые навыки. Даже звук постоянно включенного телевизора, который ребенок может и не смотреть, будет тормозить развитие речи ребенка.

Поэтому, если у вашего ребенка есть задержка речи, попробуйте проанализировать сколько у него экранного времени. Если ориентироваться на некоторые условные нормы, то ВОЗ рекомендует совсем исключить гаджеты для детей до 2х лет. В возрасте 2 — 5 лет допустимо в районе часа в сутки на просмотр познавательных программ.

Как у вас обстоят дела с экранным временем? Пробовали ли вы контролировать процесс?

Р.S. Если у вашего ребенка есть трудности с речевым развитием, то возможно, я смогу вам помочь. Ознакомьтесь с материалом по ссылке>>>

Автор:

Добро пожаловать, уважаемый читатель! Меня зовут Тамара Юшкова, я психолог, педагог, мама, блогер. Про Деток Блог - мой авторский проект о развитии и воспитании детей, на страницах которого я размещаю информацию по детской психологии, о детско-родительских отношениях и обо всем, что так или иначе может оказаться полезным, интересным, необходимым родителям и другим взрослым в деле воспитания и развития ребенка. Буду рада знакомству с вами в комментариях, рассылке, страницах этого ресурса.

Никто еще не оставил отзыв.

Выскажите ваше мнение

Сообщение