Здравствуйте, уважаемые подписчики и гости блога. Сегодня, в продолжение темы возрастных кризисов, хочу поговорить о кризисе семи лет. Но, для начала, чтобы понять причины этого кризиса, давайте посмотрим, что происходит с личностью ребенка до этого возраста.
От 3-х лет и до школы
Преодолев кризис трех лет, ребенок продолжает свое развитие по линии автономий и самостоятельности. Его высшие психические функции продолжают развиваться. Появляются новые чувства и новые личностные качества: чувство стыда (которого не было до 3-х лет), попытки лжи (в качестве саморекламы, притязаний на признание).
В дальнейшем, происходит закрепление чувства личности в ребенке, и это закрепление подогревается родителями. Происходит это, обычно, следующим образом.
Как правило, родители гордятся любыми достижениями ребенка. Чтобы он ни нарисовал, чтобы ни слепил – он молодец. Выучил буквы и цифры – молодец вдвойне. С ощущениями, что у него все получается, что он молодец, другими словами, с гордостью (гордость за свои достижения – новообразование дошкольного возраста), ребенок переходит из дошкольного возраста в ситуацию школы.
Как правило, дети хотят идти в школу, хотят взрослеть. В отличие от взрослых, которые думают что с возрастом изменяются не в лучшую сторону, дети с оптимизмом смотрят в будущее. В своем большинстве, они хотят становиться взрослее. С этим радостным ощущением взросления происходит переход в новый статус – школьника.
Новый статус. Новые конфликты
Даже если в семь лет ребенок не идет в школу (например, в силу того, что родители приняли решение о домашнем обучении), появляется новая для него деятельность, новый набор программ обучения — ребенка переводят в новый мир, на новую ступеньку развития.
И родители помнят о том, что ребенка нужно подготовить к этому (школьному) периоду его жизни. Подготовить физически, психически и интеллектуально. Однако, как только ребенок идет в школу, у него начинаются первые конфликты с родителями. Возможно, они возникают не сразу, но по мере адаптации ребенка к школе.
Как это проявляется?
Проявления, в целом, похожи на то, что вы могли наблюдать в предыдущие кризисы: негативизм, упрямство, ложь, эгоизм, лень. Все это не доставляет родителям никакого удовольствия (мягко говоря), и они опять пытаются выстроить отношения с ребенком, выбирая одну из линий поведения:
- В одном случае, родители подчеркивают, признают новый статус ребенка: «Я вижу, я признаю, что ты уже большой, ты уже перешел на новый уровень развития. Где-то я с тобой соглашаюсь, где-то даю больше прав. Но помни, наряду с правами есть и обязанности».
- В другом случае, наблюдается авторитарная линия воспитания: «Еще ничего не произошло, без году неделю ходит в школу, а уже так себя ведет! С этим срочно нужно что-то делать! Нужно наказывать, призывать к порядку!»
Последний вариант поведения – очень опасен.
Почему? Давайте взглянем на то,
Что лежит в основе кризиса семи лет?
Обычно, корень кризиса – неудовлетворенность ребёнка тем, в каком мире социальных отношений он находится, как относятся к нему родители. Ребенок считает, что он уже взрослый и перешел на новый уровень развития. Ведь родители так долго его к этому готовили. Говорили, что он пойдет в школу, станет большим и самостоятельным.
Действительно, с приходом ребенка в школу, у него появляется новый вид деятельности – учебная. Однако, что меняется при этом? По большому счету, для ребенка – ничего. Ребенок все равно должен делать то, что говорят мама и папа; должен без скандалов отправляться спать в 9 часов; родители жестко требуют безусловного подчинения своим требованиям и условиям.
Именно против этого начинает протестовать наш школьник. Против того, что родителями никак не подчеркивается, не признается его новый статус, к которому его так долго готовили. Уникальность и важность которого так подчеркивали.
Ребенок пытается сказать, требует: вы говорили, что я стану другим, что все изменится. Вот и относитесь ко мне по-новому!
И что же теперь делать?
В качестве рекомендации, можно предложить родителям подумать, что они могут предоставить ребенку в качестве его новых прав, чтобы подчеркнуть его новый социальный статус.
Ведь, по факту, получается, что этот новый социальный статус подчеркивается лишь новыми обязанностями: ходить в школу, приходить домой вовремя, хорошо учиться, прилежно выполнять домашние задания и т.д. и т.п. Обязанностей стало больше. Но где же новые права?
В качестве одного из новых прав можно предоставить ребенку возможность самому делать выбор в каких-то ситуациях, всячески подчеркивать, что он «уже большой». Очень важно делать это без какой-либо иронии. Потому что ребенок ее сразу почувствует и воспримет в штыки. Искренность же, напротив, поможет преодолеть кризис менее болезненно.
Другие ситуации
Есть и другие возможные аспекты, связанные с кризисом семи лет.
Первый. Очень часто в школе ребенок сталкивается с изменением своей социальной роли. Например, в группе детского сада он был самым лучшим, любимчиком воспитателя, чаще других получал всевозможные похвалы, лучше всех кушал и хорошо спал. В общем, не доставлял хлопот воспитателю.
Но, в школе он может столкнуться с тем, что его позиции «социальной звездочки» сильно пошатнулись. И он уже далеко не всеобщий любимчик, и, может, даже изгой. Такое неожиданное, резкое изменение социальной роли может усилить проявления кризиса, которые станут более яркими и жесткими.
В этом случае нужно сначала помочь ребенку адаптироваться к новой для него, школьной среде; попытаться выяснить, в чем состоит проблема – в отношениях ли с одноклассниками, в сложности ли учебной программы, во взаимоотношениях с учителем. В зависимости от результатов, можно принимать какое-то решение.
Однако, бывают и такие ситуации, когда лучше перевести ребенка в другой класс. Быть может, там он вновь сможет «расправить свои крылышки» и почувствовать себя тем, кем был в детском саду.
Другой, не менее важный аспект. Очень часто, с приходом ребенка в школу, меняется отношение к нему со стороны родителей.
Когда он ходил в детский сад, то был самым милым, самым умным, самым замечательным. И чтобы он ни сделал, родители тут же бросались хвалить его. А в школе он, вдруг, получает первую двойку (сейчас запрещено ставить двойки в первом классе. Однако родители понимают, что ребенок не получил никакой похвалы – никакой «звездочки», «дельфинчика» или «флажка»). Да и прописи открывать страшно – одни каракули и грязь.
С родителями в этот момент случаются странные и страшные перемены. В своем любимом мальчике они начинают видеть тупицу, в ненаглядной девочке – неряху и лентяйку.
«Ты никогда не станешь грамотным».
«Ты никогда не получишь пятерку по математике».
«Ты пойдешь работать дворником!»
Вспомните, ведь многие из нас в детстве слышали подобные слова из уст родителей.
Так что же случилось? Ребенка подменили?
Нет. Ребенок остался тот же. Однако, самое ужасное здесь – он сам не понимает, что произошло. Он по-прежнему любит маму и папу, как и раньше, хорошо кушает и даже готов спать во время тихого часа. Но от него требуют мастерского исполнения новых, еще чуждых ему навыков и способностей. При этом, вместо поддержки – одна ругань. И хорошо, если только ругаются. Некоторые ведь и тетрадки рвут и заставляют переписывать поздним вечером, «до хорошего результата» буквально засыпающего ребенка.
Каково же в этот момент малышу? Мало того, что ему тяжело в плане адаптации, в плане вхождения в новый вид деятельности (учебной), ему еще приходится испытывать это давление, этот страх – страх потери любви со стороны родителей.
К сожалению, такие ситуации – не редкость. И не все дети успешно справляются с ними. Наверняка, в вашем кругу знакомых найдутся такие, для кого школа (и, в особенности, первый класс) вспоминается как страшный сон.
Поэтому, чтобы помочь ребенку преодолеть адаптацию к школе, нужно не забывать, что обучение – это только один вид деятельности ребенка. Помимо нее ребенок может быть (и есть!) добрым, любящим, порядочным. Нельзя зацикливаться только на успехах в учебе.
Однако, это вовсе не означает, что нужно перестать обращать внимание на успешность детей. Но, важно, чтобы в период адаптации, в период кризиса 7 лет, учебная деятельность не становилась главным критерием, по которому можно оценивать ребенка. Ведь у него есть много других качеств, в которых он, несомненно, лучший!
Третий аспект — проекция родительских ожидания на ребенка, которая может затруднить преодоление кризиса семи лет.
Очень часто, во время перехода ребенка в школу, родители пытаются предложить ребенку целый «букет» новых видов деятельности: различные кружки, танцы, музыку, вокал, спортивные секции и т.д. Это, безусловно, хорошо. Однако, родителям стоит задуматься (и я призываю к этому), чтобы эти новые занятия были интересны самому ребенку.
Ведь, зачастую, ребенок ходит в музыкальную школу, если родители мечтали в детстве стать музыкантами; занимается самбо – если папа хотел стать мастером в этом виде борьбы и не смог; изучает несколько иностранных языков, если кто-то из родителей хотел стать полиглотом…
Эти проекции, пересекаясь с возрастным кризисом, усиливают негативизм ребенка в отношении навязанных (в какой-то, а может быть, и в полной мере) ему видов деятельности.
По прошествии лет, от родителей можно услышать что-то вроде: «Да, мы заставляли. Да, мы таскали. Ребенок не хотел, упирался, плакал. Но, зато теперь благодарен нам». Несомненно, есть такие случаи. И в число воспитанников такого метода входят Моцарт и Бетховен, к примеру. Но, Моцарт и Бетховен принадлежат к числу гениев в истории мировой культуры. К очень небольшому числу. Число же поломанных судеб, заброшенных инструментов, историй испорченных отношений с родителями – несравненно больше. Впрочем, их никто и никогда не считал. Никому не хочется признавать неудачи.
Если хотите занять ребенка чем-то, помимо школы, попытайтесь понять, к чему у него действительно есть склонность, чем ему нравится заниматься. И уж конечно, не отправляйте его во всевозможные кружки и секции одновременно с переходом в школу.
Успехов вам, и вашим детям!