Сразу скажу, что темой естественного родительства (ЕР) я интересуюсь достаточно давно. И у меня младшая дочь растет именно по этому методу, за исключением некоторых моментов, которые я никак не могла принять и не приму скорее всего никогда.
Но за эти три года, я пыталась анализировать и, порой, даже немного отступать от принципов естественного родительства, чисто интуитивно, чувствуя, что некоторые моменты нам не нужны, что они какие-то «неправильные» что ли…
И поводом для этой статьи послужило очень категоричное высказывание одной интернет-мамы. Я, к сожалению, сейчас не приведу дословно, но было что-то в таком духе, что
«Давным-давно уже доказано, и во многих книгах написано, и куча информации по поводу того, как важны для ребёнка совместный сон, грудное вскармливание до самоотлучения, ношение в слинге, высаживание. И если вам психолог говорит, что нужно отлучать, откладывать в отдельную кровать, когда ваш ребенок еще слишком мал, то это де не психолог. И бежать нужно от такого психолога куда подальше, так же как от педиатра, который советует вводить соки ребенку в три месяца. Такой психолог — не специалист и давно не повышал свою квалификацию».
… Такое высказывание меня немного задело, т.к. я сама учусь на психолога, и передо мной открываются некоторые тайны психлогии. И, даже проучившись совсем немного я могу сказать, что это взгляд обывателя, конечно имеющий право на жизнь, но далеко не верный. В корне не верный. Однако, давайте обо всем по порядку.
Психология – это наука. И в этой науке существует несколько психологических теорий, если хотите психологических школ. И все эти теории имеют право на жизнь. Нельзя сказать, что психоанализ или бихевиоризм неправильны или устарели, а гештальт психология правильна и современна. Тоже касается и других психологических направлений. И тоже самое можно сказать про педагогику. Не может быть однозначной оценки, что такой вот метод воспитания правильный, такой вот метод преподавания верный, а такой нет. К чему я это все говорю и как это касается естественного родительства? К тому, что тот или иной специалист в области педагогики и психологии может придерживаться вполне определенных направлений, методов, методик, которые очень даже хорошо работают и которые нельзя назвать ошибочными, если они не поддерживают метода воспитания естественного родительства.
Что же касается естественного родительства, то чем ближе я знакомлюсь с его современными представителями, то сталкиваюсь с некой категоричностью: в кровати спать – однозначно нельзя, коляска – плохо, соски и бутылочки – ужас ужасный, памперсы – в ту же категорию. И если мамы воспитывают своих детей с колясками, кроватками, то, по мнению сторонников ЕР, они, однозначно, своему ребёнку наносят вред, и такое воспитание ,скорее, относится к ошибкам, неправильному. Вот эта категоричность со временем меня стала отталкивать. Потому что в гуманитарных науках, таких как педагогика и психология ничто не возводится в абсолют. Нет правильных или неправильных (в разумных пределах) подходов в воспитании. Эти подходы просто разные.
Чтобы было понятно, приведу простой пример. Наверное, очень многим знаком такой термин из ЕР, как «следование». Суть его в том, что ребенок следует за мамой, в то время как она идет по своим делам. Ребенок не отвлекается, не отстает, не убегает в кусты посмотреть на муравьев и вроде как такое поведение обусловлено инстинктом следования… Все бы хорошо, но мамам, которые начитались умных книжек, ни в коем случае не стоит забывать, что этот момент всего лишь часть теории, часть метода. Инстинкт разумеется существует, и в основе его лежит познавательная активность. Поэтому, инстинкт следования лучше всего развивать через заинтересованность ребенка, а не просто гнуть свою линию: маме нужно в магазин, идем. И, к тому же, существует другое мнение, что следовать должен родитель за ребенком, давая тем самым базовое доверие. Возможно, слишком много терминов, для вас, мои дорогие читатели, которые вызовут недопонимание и вопросы… и, боюсь, на данном этапе, когда передо мной самой открываются такие вещи, объяснить более простым языком мне будет сложно. Просто знайте, что существует два мнения: 1) ребенок должен следовать за родителем и 2) родителю нужно следовать за ребенком. И ни один из них нельзя назвать ошибочным.
Что касается лично моего мнения в этом вопросе, то мне кажется совершенно естественным, что малыш может отвлечься, убежать вперед, чтобы взять какой-то камень, или посмотреть то, что в его возрасте ему действительно интересно… И пресекать это, по моему мнению, не совсем верно. Но, это всего лишь моя точка зрения.
И таких вот подводных камней в любом методе воспитания (а естественное родительство, подразумевается мной как один из методов) достаточно. И нужно не просто следовать определенному методу и выполнять какие-то рекомендации, а прежде всего думать, к каким результатам или даже последствиям этот метод может вас привести… Если какой-то метод воспитания отрицает ранее существующие и претендует на истинность, как говорится, в последней инстанции, то это любого родителя должно наводить на определенные размышления.
Согласна с вами! Так например, даже взрослому ребенку полезно грудное молоко физиологически но психологически наверное не в любом возрасте нужно гв. Например, у нас в отличие от животных детям не желательно наблюдать секс родителей и даже травматично это. И на долгом гв бывают плохие отношения с детьми, все не чеиное и белое.