Сегодня об очень серьезной проблеме, потому что родители чаще всего не подозревают связи между едой под мультики и тем, что ребенок до сих пор не говорит. Сразу скажу, что это далеко не единственная причина, но то, что кормление под мультики оказывает влияние на развитие речи – однозначно.
Казалось бы, что проблемы вовсе нет. Ну ест под мультики, ну и пускай себе ест. Главное, что ест!!! Потому что по-другому его не усадить, иначе будет кусочничать и останется голодным. В конечном итоге родители сдаются, и ребенок получает мультик за обеденным столом, а родитель возможность накормить своего ребенка и спокойствие, что питательные вещества, нужные для его роста и развитие будут в нем.
Но не все так однозначно. К сожалению, еда под мультики – это тот компромисс, на который не нужно идти. С точки зрения специалиста — это медвежья услуга. Здесь и сейчас вы как родитель получаете психологическое спокойствие, а потом к чему это может привести, даже не догадываетесь.
Давайте быть честными: чаще всего под мультик кормит родитель ребенка, потому что так удобнее, потому что ребенок все перемажет, потому что это будет долго, потому что он плохо сам справляется и съест явно не столько, сколько по мнению родителя ему полагается, и еще потому … потому что… подставьте свою причину, я уверена, что она у вас есть.
Но давайте посмотрим, что происходит на физиологическом и на психическом уровне с ребенком?
С точки зрения физиологии: если ребенок голоден, он должен удовлетворить свою потребность, если не голоден, то речи о еде не должно идти. Вопрос к родителям: если вы есть не хотите, или уже наелись, то как отнесетесь к предложению еще поесть? Не сомневаюсь, что отказом, или из вежливости поклюете пору ложечек. Если застолье и другой человек будет настаивать, то согласитесь что-то еще попробовать, но не более. Полноценные пару-тройку блюд вы не осилите. Это будет просто за гранью физических возможностей вашего организма, иначе еда просто начнет выходить обратно.
Что происходит с вашим ребенком? Если он отказывается удовлетворять свою потребность в пище, то речь идет о нарушении пищевого поведения. И мультиками можно только усугубить ситуацию. Потому что:
-
если ребенок есть под мультик, то процесс поедания пищи становится вторичным.
Все внимание ребенка приковывается к красочным мелькающим картинкам. Ребенок плохо контролирует процесс жевания, и еда может попадать в его желудок плохо пережеванной.
-
ребенок плохо контролирует процесс насыщения. Если говорить честно, то вовсе его не контролирует.
Родитель решает сколько ребенок должен съесть, и выключает мультик только тогда, когда тарелка оказывается пуста. В результате ребенок съедает не столько, сколько требуется физиологически. Может привести к растяжению желудка и потребностью в последующем в большем количестве пищи, ну или различным расстройствам пищеварительной системы.
-
На психологическом уровне: еда – это то, от чего человек должен получать удовольствие.
С едой под мультик, для ребенка вкус еды вторичен. Он получает удовольствие от мультика. У него вырабатывается гормон радости, но связан он с мелькающей картинкой, а не с едой. В результате, вы рискуете получить то, что ребенок даже самую вкусную еду откажется есть без мультфильма. А если в вашей жизни случиться ситуация, когда нужно будет накормить без мультика (ну вот случается такое), то получите оглушительную истерику.
Ну, допустим, плохо жует, истерит, с кем не бывает? Как это отражается на речи?
Мало родителей понимают, что в говорении и жевании участвуют одни и те же мышцы. Если ребенок ест под мультик, не контролирует процесс жевания, как двигается его речевой аппарат, плохо пережевывает, и вообще частично осознает, что происходит там во вру, то как по-вашему он должен начать говорить? Тренировка мышц твердой пищей, осознанные движения языком в разные стороны, сенсорные ощущения от того, что во рту – переживалось, можно ли уже проглотить, нужно ли еще пожевать – все это колоссальная тренировка и подготовка речевого аппарата к говорению.
Если ребенок увлечен мультиком, жует еле-еле, глотает, когда родитель подносит следующую ложку ко рту, а не по своим собственным ощущениям, то мышцы и сенсорные ощущения не тренируются в должной мере. В последующем ребенок начинает говорить с опозданием и так, как будто у него полный рот каши.
Еще один момент. Когда ребенок ест осознанно, то есть самостоятельно, развивается моторика и зрительно-моторная координация. То есть ребенку нужно зачерпнуть что-то в тарелке, зрением увидеть, что там что-то лежит (что все получилось), далее не разлив и не перевернув донести это до рта, и не промазав мимо, положить в рот. Вы, наверное, замечали, что когда ребенок начинает есть, все эти действия ему даются с трудом.
Но это очень важная программа действий, которая нам взрослым кажется нудной и простой, для ребенка это огромный шаг в развитии. Если же под мультик быстро засунуть 10 ложек, то это программа не развивается. Вы лишаете ребенка важной тренировки , при которой он действия своей руки зрительно соотносит с окружающим пространством, в том числе с пространством своего тела. В последующем такие дети не любят рисовать, раскрашивать, потому что у них это плохо получается, они выходят за контуры, ну а после дошкольного детства, могут возникнуть трудности с письмом, если в период дошкольного детства эта трудность не скомпенсировалась.
Только подумайте, одна, казалось бы безобидная привычка, а сколько последствий может быть?
Хорошо, скажете вы. Еда под мультики – не самый удачный вариант, мы с вами согласны, нужно отучать. Как это сделать? А вот о конкретных способах, мы с вами поговорим в следующем посте.
Ну а если вы хотите знать, чем я могу вам помочь, если ребенок в три года все еще не говорит, то вам сюда