Это последняя капля. Поэтому пишу о специалистах, которые якобы нейропсихологи. Сегодня у меня на консультации была мама ребенка. Рассказала мне «чудесную» историю о том, что они ходили на занятия к нейропсихологу, брали курс 8 занятий…
— Простите, а куда вы обращались?
— «***» — мама назвала мне название то ли семейного, то ли детского клуба.
— Извините, возможно, мой вопрос вам покажется странным, а что с ребенком специалист делал? — уточняю я. Потому что понимаю, что предварительно навряд ли была нейродиагностика, которая бы указала на направление работы.
Мама с удивлением посмотрела на меня, пытаясь припомнить что же все-таки происходило? Потому что на занятиях она не присутствовала.
— Ну… Нейропсихолог с ребенком играл, в игровой форме разбирал различные ситуации из социального окружения, с которыми у ребенка возникали трудности, — ответила мама.
— Вы сказали было 8 занятий, я правильно услышала?
— Да, мы брали абонемент на месяц, чтобы проработать сложности ребенка. А почему вы спрашиваете?
И тут уже я не могла не рассказать. Что нейропсихология – это совсем про другое. И как это должно выглядеть на самом деле. Еще до этого мне рассказывали совсем про другой случай, как ребенка водили к нейропсихологу, и нейропсихолог делал с ним поделки: что-то вырезал, клеил… Вот она: великая сила волшебного названия! Уважаемые родители, будьте бдительны и осторожны! Нейропсихологи не занимаются поделками и не объясняют ребенку в игровой форме как нужно себя вести. Нейропсихология – это про мозг ребенка, про высшие психические функции (внимание, мышление и т.д.), про развитие и нарушение этих психических функций, про дефицитарность и патологии. Про восстановление высших психических функций посредствам сенсомоторных либо когнитивных нейроупражнений, в идеале их сочетания. Это не про поделки и игры. Не хочу сейчас обидеть психологов, которые применяют в своей практике методы игровой терапии, или педагогов… Но не нужно приставки нейро- к своей деятельности. Можно использовать нейропсихологический подход в своей деятельности, но это не делает из специалиста нейропсихолога. Родители, будьте бдительны!
В этой истории меня больше всего беспокоит как же родителю все таки понять: нейропсихолог перед тобой или нет? Кто это вообще такой, чем он будет заниматься с ребенком?
Первоочередно давайте разберемся с тем, кто же имеет право заниматься нейропсихологией и называться нейропсихологом? Нейропсихолог – это специалист, который имеет подготовку в области клинической психологии. Либо он с самого начала учился в этом направлении и имеет квалификацию по диплому в области клинической или специальной психологии, либо возможен вариант: базовое психологическое образование + длительная переподготовка в области клинической психологии. Почему пишу длительная? Потому что за пару -тройку месяцев (в районе 300 часов, да даже если напишут 500), вы хоть что говорите, но вот невозможно получить полноценное образование и глубокие знания! Есть у меня одна такая переподготовка, которую проходила в подобном формате. Поэтому я знаю, о чем говорю. Буквально вчера разговаривали с коллегой…
— Тамара, ты о чем говоришь? Мне в интернете попалось объявление: «Пройдите обучение за 3 месяца в московском ВУЗе с присвоением двух квалификаций «нейропсихолог» и «арт-терапевт»». Это просто ты такая честная и ответственная. А тут три месяца и ты можешь себя называть хоть нейропсихологом, хоть арт-терапевтом.
Я негодую, но толку от этого мало. Поэтому пишу. Возможно, родителю, который ищет нейропсихолога, попадется этот материал. И у него будет возможность избежать обмана и безграмотности и обойти стороной специалиста, который называет себя нейропсихологом, но при этом делает с детьми поделки. Возвращаясь к теме повествования, уважаемые родители, как думаете: достаточно ли специалисту, который хочет называть себя нейропсихологом только подготовки в области клинической психологии? Правильно думаете: не достаточно! Должны быть курсы повышения квалификации по этому направлению. И желательно, чтобы эти курсы были не единичными. Не бывает так, что когда-то там в каком-то далеко-далеком году специалист прошел курсы повышения квалификации в области нейропсихологии, и на этом все.
Любой уважающий себя специалист находится в системе непрерывного обучения, периодически повышает свою квалификацию, участвует в семинарах и вебинарах по своему направлению, накапливает практические умения не только через обучение, но и супервизии. Поэтому, если вы ищите нейропсихолога, не стесняйтесь спрашивать человека об его уровне образования, курсах, подготовке в области нейропсихологии. Приятно ли это будет специалисту? Возможно, нет.
Помню, как подобные вопросы мне задавали родители одного ребенка, с которым я начала заниматься. Сначала у меня это вызвало чувство сопротивления и внутреннего возмущения. Но оно быстро пропало, я поняла, что родители хотят убедиться, что с их ребенком занимается действительно тот специалист, который им нужен. И я им благодарна за ответственность и бдительность. Да и когда я им выложила все, они в удивлении покачали головами от внушительности списка. Образование и подготовка – это первый критерий, по которому родители могут оценить нейропсихолог ли перед ними. Ну а второй, это то, чем специалист занимается с их ребенком. Об этом, пожалуй, напишу в следующий раз.
P.S. Свое образование я не скрываю 😊)), веду публичное портфолио на своем личном сайте.
С уважением,
клинический психолог, нейропсихолог
Тамара Юшкова