Возрастные кризисы. Кризис трех лет. Часть 1.

      Напомню, что в прошлый раз я писала о кризисе 1 года у ребенка, и сейчас, продолжая тему возрастных кризисов, остановлюсь на кризисе трех лет. Нужно сказать, что период от 1 года до 3-х лет — это самый значимый для ребенка период. И, именно к трем годам происходит «рождение» личности ребенка и самым важным в этом «рождении» считается кризис трех лет.

Когда наступает кризис трех лет?

      Естественно, кризис трех лет не наступает в день рождения ребенка. Нужно понимать, что хотя кризисы и называются по возрастам, это весьма условные границы, которые могут зависеть от биологических данных ребенка, а так же чисто внешних и социальных условий жизни чада. Другими словами, кризис трех лет, может наступить и в 2 г. 7м., а может и гораздо позже трех лет. Временные границы кризиса колеблются в районе плюс-минус года. Наверное, по-этому в интернете стали появляться статьи под весьма смешными, с точки зрения психологии и педагогики, названиями «кризис 2-х лет» или «кризис» 4-х лет.

Итак, давайте посмотрим, что же происходит с ребенком в период кризиса? Или про симптомы кризиса:

  • К первому симптому можно отнеси негативизм. Под негативизмом понимается отрицательная реакция, которая связана с отношением одного человека к другому. Ребенок будет сопротивляться и перечить только потому, что что-то сделать ему предложил определенный взрослый человек. Негативизм избирателен: папе буду перечить, бабушку буду слушаться. Ну или маме буду перечить, воспитательницу в детском саду буду слушаться. Главный мотив действий ребенка – сделать наоборот, не так как сказали.
  • Всем родителям знакомо упрямство. Вроде бы, обычно спокойный и сговорчивый ребенок начинает упрямится по любому поводу. Под упрямством нужно понимать реакцию ребенка: ребенок будет настаивать на чем –либо не потому, что ему этого хочется, а потому что он попросил это у взрослого и уже не может отказаться от своего решения.
  • Наряду с упрямством можно выделить строптивость, которая направлена, в основном, конкретно против кого-то взрослого, а выражается, скорее всего, как стремление поломать прежние нормы воспитания, прежнюю систему отношений, которая была между ребенком и взрослыми в семье.
  • Далее стоит сказать об обесценивании. В общем-то, здесь может проявится все то, что родителей наибольше всего обижает и задевает. В глазах ребенка обесценивается то, что раньше было ему дорого. Проявляется это в том, что ребенок может начать обзывать родных людей, ругаться или ломать любимые игрушки.
  • В общем-то, наверное, родителям не по наслышке знаком и этот симптом – деспотизм. Ребенок старается проявить власть или другими словами заставить маму или папу делать все, что он требует.
  • Ну и на последок я оставила всеми любимое «Я сам!» Ребенок проявляет своеволие, т.е. стремление все делать самому. Причем, здесь стоит сказать, что проявленная ребенком инициатива не всегда адекватна возможностям ребенка, что, в свою очередь, влечет за собой дополнительные конфликты со взрослыми.

      Несомненно, такое поведение ребенка доставляет очень много неудобств взрослым, которые не всегда знают, что делать с ребенком, как правильно поступить в той или иной ситуации. Стоит утешиться лишь тем фактом, что острый момент кризиса длится не очень долго , максимум — 6 месяцев, потом становится полегче, с точки зрения поведенческого аспекта ребёнка. И, прежде чем дать какие-то рекомендации родителям по прохождению кризиса, в первую очередь нужно понять: почему возникает кризис трех лет.

Почему возникает кризис трех лет?

      Казалось бы, ребенок только пережил кризис одного года, продолжил развитие по линии автономной самостоятельности, и было два года спокойных… и что же происходит к трем годам? Дело в том, что к трем годам ребенок окончательно овладевает своим телом. Если ранее самые первые шаги доставляли ему безумную радость, то теперь воспринимаются как обыденность. К трем годам ребенок овладевает речью, появляются черты характера, появляется любимое блюдо, любимая игрушка, т.е. ребенок становится личностью и начинает по всем направления активнейшим образом демонстрировать свою личностную позицию.

     И что интересно, если он умеет ходить, если он умеет говорить, настаивать на том, что он захотел, то с точки зрения ребенка: чем же он отличается от взрослого? И почему взрослые с ним не считаются? Почему ему можно водить игрушечную машинку и почему нельзя садиться за руль настоящей, когда семья едет на дачу, а папе можно? Почему нужно делать то, что говорит папа? И подобные вопросы не перестают волновать ребенка. Его перестает устраивать то место, которое он занимает в социальных отношениях, а именно в отношениях между ним и родителями.

    Если все тоже самое объяснить с физиологической точки зрения, то ни для кого не будет секретом, что ребенок растет. Вместе с ним растет и его головной мозг и нервная система. Так вот переход от одного возраста к другому еще сопровождается изменениями в структурах головного мозга и периферической нервной системе. То есть, говоря проще: мозг рос и рос и был какой-то период стабильности и вдруг мозг наконец-то дорос до определенных размеров, скажем так «дозрел» до такого своего состояния, когда он готов включить новые центры, функции и зоны. Но чтобы провести эту процедуру, нужно выключить старые, и скажем так, передать управление от старых центров к новым, которые более совершенны. Но процедура не так проста. Для того чтобы появилось что-то новое, т.е. новые связи, старые должны быть разрушены. И поэтому, в кризисный период можно и наблюдать неорганизованность нервной системы. В буквальном смысле, ребенок не может себя контролировать, это и сказывается на его поведении, его возможности сдерживать свои импульсы. Так же можно отметить что способность усваивать что-то новое тоже значительно снижается. И со стороны психики все это проявляется в негативизме, бунте, своеволии, строптивости и т.д.

Пожалуй,  на этой ноте я закончу первую часть, а во второй части расскажу о том, что все таки делать родителям, как поступать правильно, и по какому пути воспитания идти ни в коем случае не следует… читать продолжение>>>

P.S. Ну а для читателей моего блога из Благовещенска, хочу рассказать, что в нашем родном городе появился новый форум творческих людей, на котором, думаю, что все талантливые люди могут найти что-то свое.

Автор:

Добро пожаловать, уважаемый читатель! Меня зовут Тамара Юшкова, я психолог, педагог, мама, блогер. Про Деток Блог - мой авторский проект о развитии и воспитании детей, на страницах которого я размещаю информацию по детской психологии, о детско-родительских отношениях и обо всем, что так или иначе может оказаться полезным, интересным, необходимым родителям и другим взрослым в деле воспитания и развития ребенка. Буду рада знакомству с вами в комментариях, рассылке, страницах этого ресурса.

5 отзывов to “Возрастные кризисы. Кризис трех лет. Часть 1.”

  1. Все как Вы описали, у меня племянница прошла все эти кризисы особо эмоционально)))

  2. Дочек моих возрастные кризисы никак не коснулись, а вот внуков не обходят стороной. И у внучки, и у внука очень ярко выражено своеволие, но оно управляемо и поддается корректировке. Играем всей Семьей ежедневные спектакли, чтобы минимизировать любые кризисные ситуации Софи и Вика.

    • Оксана, уверена, что коснулись. Просто прошло все максимально мягко, вы не успели почувствовать :). Без кризисов не бывает, они нужны детям и взрослым, чтобы выйти на новый возрастной этап развития.
      А ежедневные спектакли…это театрализованная деятельность?

      • Ежедневные спектакли — это не театрализованное действие ). Это есть такой психологический прием для корректировки кризисных ситуаций в поведении детей.

        • Оксана, театрализованная деятельность — это здорово! Она чем то похожа на сказкотерапию. И да, она очень хорошо помогает решать те или иные трудности в воспитании ребенка и понять что-то самому ребенку.

Выскажите ваше мнение

Сообщение