Возрастные кризисы. Кризис 1 года у ребенка.

     Дорогие читатели, я начинаю цикл статей, посвященный возрастным кризисам. Информации о кризисах на просторах интернета очень много:  описано с чем связаны возрастные кризисы,  даны советы родителям по прохождению кризиса (к сожалению, не всегда верные). Однако, о том, чем важны возрастные кризисы для всей последующей жизни, и как ни в коем случае не стоит вести себя родителям в большинстве статей не упомянуто вообще. И я хочу восполнить этот пробел. Итак, начну с кризиса одного года у ребенка.

      С чем связан кризис?  

     Кризис связан с началом прямохождения. И вот тут у родителей обычно возникает некоторое непонимание. Потому что для нас это обычно, а для ребенка, наоборот, это первое открытие. Открытие в том, что он может самостоятельно передвигаться и передвигаться именно так, как это делают взрослые – на своих двух ножках, уже не на четвереньках, и не у мамы на руках.

     Это первое открытие, которое совершает ребенок,  безумно радует его. Если посмотреть на детей на улице, которые делают первые шаги, то можно увидеть, что дети испытывают радость. Их лица совершенно отличаются от лиц взрослых, которые куда-то спешат, идут в магазин, по делам… Дети рады от того, что они могут ходить. В этот период ребенок начинает овладевать своим собственным телом. Эта добавляет ему радости, развиваются умения и понимание того, что с ним что-то происходит, что он меняется и что меняется в лучшую сторону. Но еще эта возможность – самостоятельно передвигаться – способствует появлению кризиса. Казалось бы почему? Ответ на этот вопрос прост. Потому что с прямохождением появляется еще и некая независимость от мамы. Еще вчера ребёнок боялся один оставаться в комнате, а сегодня, уже как бы забыв о своей боязни потерять из виду маму, он радостно убегает от нее по улице.

     В чем проявляется кризис?

      Во внутреннем конфликте и поведении ребенка. С одной стороны, он стремится продолжить отделение от мамы. Если раньше он мирно сносил все, что с ним делали: ел, то что предлагали; одевал, то что надевали, то сейчас он начинает проявлять аспекты самостоятельности (хочет самостоятельно кушать, самостоятельно одеваться, мыть ручки и т.д.) Эта самостоятельность начинает проявляться в конфликте с мамой или папой, и  доставляет им некоторые неудобства. Потому что в этом возрасте уже нельзя ребенка директивно заставить что-то сделать, и еще нельзя договорится с ребенком, т.к. речь еще плохо развита.

     Но в этот возрастной период у родителей есть некоторое подспорье: дети продолжают руководствоваться своими сиюминутными желаниями и их внимание очень легко переключить, что очень активно используется родителями и обычно с этим кризисом они легко справляются.

    Важный момент, или чего не стоит делать родителям?

     Не стоит демонстрировать то, что мы взрослые , и избирать следующую линию поведения с ребенком: «Мы взрослые, мы лучше знаем, и ты все равно будешь делать то, что мы скажем». Дело в том, что эта демонстрация, под названием «я тут главный» помогает родителям, спешащим на работу, уставшим, у которых не всегда есть время придумывать на чтобы переключить внимание ребенка, но… эта же самая демонстрация директивного, авторитарного воспитания ребенка очень опасна. Потому что этот кризис появляется не случайно в развитии личности, он необходим не только в раннем возрасте, но он так же важен для всей последующей жизни уже взрослого человека.

    В момент кризиса у ребенка начинает формироваться линия автономий и самостоятельности. И если здесь и сейчас, в период самого первого возрастного кризиса, родители очень сильно «пережмут» эту линию самостоятельности , то это останется с ребенком на всю его жизнь, то есть человек и в 40 лет не сможет отделиться от мамы и папы, не сможет стать автономным и самострельным.

     Что нужно сделать маме в период кризиса?

     В период кризиса ребенка (а в период кризиса происходит отделение от мамы), маме нужно выработать  четкую стратегию поведения, которую можно заключить в фразе «мама должна быть доступна ребенку, но не должна навязываться». То есть, мама должна быть эмоциональна включена в жизнь ребенка. Если, например, случится такая ситуация, когда «ребенок заблудился в трех соснах», то мама должна быть рядом, чтобы не случалось такой ситуации, когда  ребёнок потеряв маму, закатился в истерике, уже успокоился и икает от того, что не может справится с нервным перенапряжением… Таких ситуаций быть не должно, но при этом мама не должна изображать из себя курицу-наседку, которая не дает ребенку самостоятельно сделать первые выборы, первые шаги. Если будет происходить излишняя опека и излишняя навязчивость, то может не произойти формирования автономности в личности, сначала ребенка, а потом уже взрослого человека. Это важно понимать.

На этом о кризисе одного года, пока что все.

Похожие статьи:

Возрастные кризисы. Кризис трех лет. Часть 1.

Возрастные кризисы. Кризис трех лет. Часть 2.

Автор:

Добро пожаловать, уважаемый читатель! Меня зовут Тамара Юшкова, я психолог, педагог, мама, блогер. Про Деток Блог - мой авторский проект о развитии и воспитании детей, на страницах которого я размещаю информацию по детской психологии, о детско-родительских отношениях и обо всем, что так или иначе может оказаться полезным, интересным, необходимым родителям и другим взрослым в деле воспитания и развития ребенка. Буду рада знакомству с вами в комментариях, рассылке, страницах этого ресурса.

Никто еще не оставил отзыв.

Выскажите ваше мнение

Сообщение