Как приучить ребенка к порядку. Записочка 2. Практика.

Некоторое время назад я написала статью “Как приучить ребенка к порядку”, но то была всего лишь теория. А теперь давайте перейдем к практике. Я немного повторюсь, но все таки скажу:

  • Дети не появляются на свет ленивыми.  Таковыми делаем их мы – родители.

И поэтому, что бы с самых ранних лет у ребенка не сформировалась привычка все разбрасывать, а вместе с ней, уверенность в том, что мама все уберет, ребенка нужно приучать к порядку в возрасте примерно 2 – х лет. Помните: это тот самый возраст, когда ребенок начинает отстаивать свое право на уборку, вырывая у мамы веник. Не говорите ему «Отойди, не мешай»! Пусть уборка будет длиться дольше по времени, и все будет далеко не идеально, как если бы мама сделала сама, но, зато,  вы научите ребенка первым трудовым навыкам.

Вообще, родители, задаваясь вопросами приучения ребенка к порядку, в первую очередь имеют ввиду игрушки. И, порой, слишком наивно думают, если говорят своему крохе: «собери игрушки», то он тут же бросится выполнять поручение и разложит все по местам. Скорее всего, ребенку просто непонятно, что означает фраза «убери игрушки», что конкретно он должен сделать? Как их убрать? Куда? Поэтому, для ребенка очень важна совместная деятельность. Немаловажной является организация пространства. То есть, у игрушек должно быть свое место в пределах досягаемости ребенка. И, уже вместе со взрослым, ребенок несет машинку к машинкам, мячик к мячикам и т.д.

Здесь хочется сделать небольшое отступление. На самом деле, фраза «собери игрушки» не очень актуальна для маленького ребенка, особенно, если он еще играет и всецело поглощён игровой деятельностью. Поэтому, нередки ситуации, при которых мама уже два или три раза сказала ребенку навести порядок, но ребенок как играл так и играет, а мама при этом раздражается. Ребенок же не слушается! На самом деле, все не совсем так. Ребенок просто увлечен и не может закончить играть. Поэтому, если требование не выполняется, то помогите ребенку закончить игру в игровой форме:

Например, ребенка уже пора укладывать спать. А ребёнок все катает свой поезд по рельсам. Вместо того, что бы потребовать от ребенка немедленно сложить все на место и отправится умываться, маме нужно присесть к ребенку, понаблюдать, включиться в игровую деятельность и довести ее до логического завершения. Поезд развез всех пассажиров, а теперь отправится в депо отдыхать. Игрушка, совместно с мамой, убирается на место, а ребенок идет спокойно умываться.

Очень хорошо приучают ребенка к порядку несложные поручения: принести, помочь, положить туда, найти, показать и т.д. Такие поручения тренируют память вашего ребенка (нужно удержать в голове мамину просьбу и сделать необходимые действия для ее выполнения), и дают понять, что у каждой вещи есть свое место. К тому же, детям нравится выполнять просьбы, т.к. их как магнитом тянет к «взрослым делам». У ребенка развивается чувство причастности к взрослому миру, чувство ответственности, отзывчивости. А если вы при этом еще и похвалите ребенка, то готовность на новые подвиги, вам обеспечена.

Хорошо. Это все, что касается маленьких детей. А как быть с детьми постарше, которые просто не хотят убирать свои игрушки? Категорически отказываются, хотя уже и 5 раз прошено. И по хорошему, и не очень…

Есть две тактики: (лично я использую первую)

1)    Родитель говорит ребенку спокойным тоном.  Если ребенок не собирает игрушки, то их соберет родитель собственноручно. Никаких криков и никакого раздражения при этом со стороны родителя не должно быть. Это не должно выглядеть как угроза. Но если собирает родитель, есть одно условие. Все валяющиеся игрушки собираются в пакет и отправляются под арест, например, на неделю. И здесь родитель должен проявить твердость своего решения. Если сказано, что игрушки вернутся через неделю, то несмотря на крики, слезы, уговоры, и жалобные обещания со стороны ребенка, раньше срока их отдавать не нужно. Ребенок поймет, как можно воздействовать на родителя и получить желаемое. Тогда вы попадете в замкнутый круг.  Идея с арестом действовать не будет.

Что важно: никогда не говорите ребенку, что вы соберете и выбросите игрушки.  Лично я,  против такого способа научить ребенка за собой убирать. Потому, что это глупо и мстительно со стороны родителя. Ребенок может запротивиться и встать в позу. И, зачастую, родитель сам не отважится на такой шаг, потому что без слез выкинуть “лего” или другие дорогостоящие игрушки будет невозможно. И, положа руку на сердце, большинство родителей не решится на такой шаг. Педагогический эффект от ареста игрушек такой же как при выбрасывании. Но с той разницей, что нет перехода на личности, крайностей, угроз и борьбы за свободу. Потом, из мешка, который под арестом, можно повыбрасывать всякий хлам, дребедень и прочую бесполезность. А мешок с игрушками вернуть ребенку, честно сказав, что арест закончен, но части «дрибедени» нет. Потому что вот так.

2)    Второй же способ заключается в том, что после того, как ребенок отказывается убирать свои игрушки, вы спокойно укладываете его спать. С полным разгромом в комнате. Не хочет убирать, хорошо – не нужно. Но ночью собираете все валяющиеся игрушки в пакет, оставляя ребенку парочку, а остальные убираете в место, где ребёнок не сможет их найти. А утром объявляете, что игрушки собрались и ушли, потому что им не нравится жить в бардаке – им плохо и опасно, т. к. на них могут наступить, сломать и т. д. Но, все таки, игрушки любят своего хозяина и будут возвращаться по две или три, но при условии, что ребенок будет убирать за собой после игр. Если ребенок согласится и будет убирать оставшиеся игрушки, то к нему на следующий день вернутся две другие игрушки. Как забудет свое обещание или полениться убрать, пропадает одна игрушка. Или оказывается возле двери, как будто хотела убежать.

Вот такие тактики. Хочу сказать еще одну вещь. Умение  убирать за собой игрушки сформируется не с первого раза. Усвоение навыков базируется на повторении. Так что, не стоит рассчитывать на то, что ребёнок сразу начнет убирать самостоятельно. Проявите терпение.

Резюмируя вышесказанное, для того чтобы приучить ребенка к порядку, нужно:

  1. На первоначальном этапе убирать игрушки вместе с ребенком;
  2. У игрушек должно быть свое место, и вы должны быть уверены, что ребенок знает и помнит куда должны убираться игрушки;
  3. Если разумные требования навести порядок не приносят результатов – у вас на вооружении две тактики вашего поведения.

Успехов Вам и терпения!

Автор:

Добро пожаловать, уважаемый читатель! Меня зовут Тамара Юшкова, я психолог, педагог, мама, блогер. Про Деток Блог - мой авторский проект о развитии и воспитании детей, на страницах которого я размещаю информацию по детской психологии, о детско-родительских отношениях и обо всем, что так или иначе может оказаться полезным, интересным, необходимым родителям и другим взрослым в деле воспитания и развития ребенка. Буду рада знакомству с вами в комментариях, рассылке, страницах этого ресурса.

Никто еще не оставил отзыв.

Выскажите ваше мнение

Сообщение