Что значит любить ребенка?

Начав педагогическую деятельность, я немного переосмыслила понятие любви, т.е. любви именно к детям. И этими соображениями хотелось бы поделиться…

Начну с того, что каждый родитель, приводя своего ребенка в детский сад или школу, надеется, что попадется грамотный специалист, который любит детей. Но само это понятие любви к детям размытое, не ясное… И если я сейчас спрошу: а какой смысл именно Вы вкладывается в это понятие? Что значит любить детей? Хорошо к ним относится? Оберегать от неприятностей? Отдавать детям все самое хорошее, что есть в тебе? Быть мягким, добрым, в конце концов, небезразличным к их проблемам?

А значит ли это все любить их? Можно хорошо относится к детям, но быть безразличным, выгоревшим. И педагог в ДОУ и так оберегает от неприятностей, т.к. это его прямые обязанности, более того он подписывает гору документов о сохранности жизни и здоровье подопечных. А может любовь кроется в фразе «отдавать все хорошее»? Но ведь, что хорошо для одного, может оказаться не совсем хорошо для другого… А если быть мягким и добрым, то, порой, это ребенка может испортить куда больше, чем разумная строгость!
Так что же значит любить ребенка? И как можно определить любовь взрослого к детям? Думаю нельзя не согласиться, что любовь – это творец всего доброго, творец возвышенного, творец светлого и сильного, пусть и немного своеобразный творец. При отсутствии любви взрослый никогда не сможет быть хорошим воспитателем, ибо никогда не удастся ему найти душевный контакт с ребенком, от которого невозможно взаимопонимание между ребенком и взрослым. Без любви невозможно воспитать в ребенке душевную щедрость, умение быть добрым и отзывчивым… Но наравне со всем этим любовь может сыграть злую шутку!
Не стану далеко ходить, а приведу слова А. С. Макаренко :

«Почему люди здравомыслящие, которые могут хорошо работать, учиться, даже получившие высшее образование, значит, с нормальным разумом и способностями, общественники, которые могут руководить целыми учреждениями, ведомствами, фабрикой или каким – нибудь другим предприятием, которые имеют с очень разнообразными людьми нормальные отношения – и товарищеские, и дружеские, и какие угодно – почему эти люди, столкнувшись со своим собственным сыном, делаются людьми, неспособными разобраться в простых вещах? Потому, что они в этом случае теряют тот здравый смысл, тот жизненный опыт, ту самую мудрость, которую они накопили за свою жизнь. Перед своими детьми они становятся как люди ненормальные, неспособные разобраться даже в пустяках. Почему? Единственная причина – любовь к собственному ребёнку. Никто не может съесть 10 кг хлеба и гордиться тем, что так хорошо поел. И любовь требует дозировки, требует меры».

И с этим высказыванием я не могу не согласиться! Если дитя будет ощущать постоянно на себе, если так можно выразиться, «передозировку» любви, то это чувство будет действовать на него подобно яду. Такие дети обычно вырастают беспомощными и неспособными обходиться без родительской опеки или наоборот, эгоистичными потребителями, которые считают, что все в этой жизни только для них.

Конечно, такие вот утверждения весьма неоднозначны, потому что в формировании личности человека участвуют много факторов. Но можно сказать с полной уверенностью, что одним из таких факторов выступает чрезмерное чувство взрослого к ребенку, при котором взрослый окажется просто не в силах запретить, отказать или строго спросить с ребенка. Обычные наши оправдания: «Да он еще маленький!». Пользуясь этой же отговоркой, порой мы неосознанно лишаем детей самостоятельности. «Он еще не сможет с этим справиться, это ему не по силам…» и т.п.

И меня сейчас все больше интересуют такие вопросы: почему же взрослые очень часто оказываются совершенно беспомощными перед детскими капризами и своеволием? Почему не в состоянии заметить свою собственную несостоятельность в воспитании ребенка? Почему нам взрослым не удается формировать те черты характера в ребенке, которые бы мы хотели в нем видеть? И, думаю, ответом может служить то, что родители склонны (и воспитателям это не чуждо, хотя в меньшей степени) идеализировать ребенка. Порой, любовь к детям ослепляет до того, что взрослый становится подобно слепому или человеку с завязанными глазами, который не в состоянии увидеть где «свет», а где «тень». А неумение видеть недостатки детей делает взрослых бессильными педагогически.

Вот и я попала в такую ловушку, начав работать в дошкольном учреждении. Да, я могу сказать, что я люблю детей, но порой со мной это играет злую шутку. Что и заставило меня призадуматься, а нужны ли такие мои порывы детям? Принесет ли это им пользу?

Фото: © Евгения Лондкевич.

Автор:

Добро пожаловать, уважаемый читатель! Меня зовут Тамара Юшкова, я психолог, педагог, мама, блогер. Про Деток Блог - мой авторский проект о развитии и воспитании детей, на страницах которого я размещаю информацию по детской психологии, о детско-родительских отношениях и обо всем, что так или иначе может оказаться полезным, интересным, необходимым родителям и другим взрослым в деле воспитания и развития ребенка. Буду рада знакомству с вами в комментариях, рассылке, страницах этого ресурса.

Никто еще не оставил отзыв.

Выскажите ваше мнение

Сообщение