Об оценках в школе. Кому они нужны?

Если думаете, что ребенку , то огорчу вас – нет. Родителю? Может быть отчасти, смотря какие оценки ребенок «приносит» из школы. Учителю? Тоже отчасти, потому что он вынужден их ставить.  Министерству образования? Вот это уже ближе к истине.

Вообще, про школу писать я не очень люблю, потому что это как «больная мозоль».  И наступать на нее лишний раз совсем не хочется. Но тема оценок с одной стороны интересна, с другой стороны печальна до невозможности.

И я взялась за эту статью, потому что в одной социальной сети мне задали очень хороший вопрос об оценках. Я ответила, но с тех пор этот вопрос почему-то постоянно вертится в голове.  Хочется поразмышлять на эту тему… вместе с вами, родители школьников.

Для начала немного скучной теории, чтобы определиться в понятиях «оценка» и «отметка». Если открыть учебник педагогики, то оценка – это процесс.  Или лучше сказать действие, которое осуществляет человек (в данном случае педагог). А отметка – это уже конечный результат «процесса оценивания»,  в виде знака в классном журнале. То есть то, что приносят домой дети в дневниках – это отметки, которые появлялись в результате оценивания их знаний учителем. Но для удобства, потому что родителям, да и наверное самим учителям так уже привычнее, в статье под оценкой будет подразумеваться именно отметка.

А теперь давайте вернемся к теме статьи. Так почему же школьникам, нашим с вами детям, оценки не нужны? Да потому что оценки только вредят! Да, да, — та система оценивания, которая существует сейчас, она более чем несовершенна.

И вредит она потому, что:

  • При нынешнем положении дел ребенок воспринимает отметку не как оценку своих знаний, а как оценку самого себя. Вот оттуда и идет клеймо «отличники», «медалисты», «хорошисты», «троечники», «двоечники». Ну то есть, «двоечник» это не оценка того, что ребенок знает, а именно его самого, подразумевая, что он не старательный, неспособный и… продолжить можете сами.

Такое разделение на «двоечников» и «отличников», а точнее будет сказать на «хороших» и «плохих» очень не педагогично. Все психологи твердят, что никогда нельзя сравнивать детей! Никогда нельзя называть ребенка плохим!

  • Второе непосредственно вытекает из первого: оценка не отражает творческих способностей ребенка. Выучил — получил хорошо, не выучил – неуд.  И не нужно изобретать велосипед, нужно всего лишь «выучить».  А, между прочим, умение заучивать и воспроизводить – это, как бы помягче сказать, элементарный уровень мыслительных умений.
  • Ребенок, который стремится получить оценку, его цель не знания, его цель – оценка. А потом — хоть трава не расти.
  • Плохая оценка – это нечестное наказание.  Вот пришел на урок Петя Иванов неподготовленный и получил двойку.  Потом Петя все же выучил чтобы двойку исправить, и выучил настолько хорошо, что получил пять.  Но вся беда в том, что Пете в четверти ну никак пятерку не поставить.  Выставление четвертных оценок пожалуй мало поддается логике. Если у ребенка пятерок и четверок пополам, то выставляется четверка, вопреки законам математики.

Почему нечестное наказание? Цель любого преподавания – не оценка, а знание! Если он знает сегодня материал, так ли это важно, что он не знал его неделю, месяц назад? То есть четвертная оценка уже не будет соответствовать уровню его знаний. Она будет занижена. И это несправедливо.

Если вникнуть в ситуацию, то учитель тоже не особо нуждается в оценках.  У учителя цель, как я писала выше — научить, не более того. И если сделать вывод из вышесказанного, то оценка даже мешает учителю. И любая оценка, при нынешней системе, субъективна. Потому что нет таких документов, которые бы говорили учителю о том, как четко оценить те знания, которые он преподал. И ставя оценку, учитель прежде всего ориентируется на:

  • нечеткие критерии;
  • уровень знаний самого ученика относительно других учеников в классе;
  • себя любимого.

Этим всем хочу сказать, что оценки очень и очень приблизительны. Во многом зависят от личных качеств педагога. А зачем нужны такие оценки педагогу, которые не отражают объективной реальности?

Вот здесь то вопрос и напрашивается сам собой, ну кому же в конце концов нужны эти оценки? И если нынешняя система оценивания никуда не годится, то как тогда? Ведь без нее никак! Не отменять же оценки в школе! А вот и получается, что те оценки, которые дети получают, а учителя ставят больше нужны министерству образования. Которое склонно измерять уровень успеваемости в той или иной школе. Которое хочет знать, соответствуют ли знания школьников «стандартам».

А система оценивания знаний, нам действительно нужна, но другая. Без оценок. И такое вполне даже может существовать, и совсем не так как в Америке (это я про 100-бальную систему). Но об этом я напишу в другой раз.

P. S. Кстати, комментарии можно оставлять без регистрации. 

Фото: Евгения Лондкевич

Автор:

Добро пожаловать, уважаемый читатель! Меня зовут Тамара Юшкова, я психолог, педагог, мама, блогер. Про Деток Блог - мой авторский проект о развитии и воспитании детей, на страницах которого я размещаю информацию по детской психологии, о детско-родительских отношениях и обо всем, что так или иначе может оказаться полезным, интересным, необходимым родителям и другим взрослым в деле воспитания и развития ребенка. Буду рада знакомству с вами в комментариях, рассылке, страницах этого ресурса.

7 отзывов to “Об оценках в школе. Кому они нужны?”

  1. У меня масса претензий к нынешней системе образования. Оценки входят в этот список. Кроме того, что они искажают самооценку ребенка, они еще и неверно отражают уровень его знаний, хотя их назначение как раз в последнем. Они зависят от политики школы, от настроения учителя, от его отношения к ребенку… Мой сын не обращает на них внимание. Мы договорились, что если он уверен в своих знаниях, то это и есть его оценка.

    • Катя, все верно пишите. Как не парадоксально, в Законе РФ «Об образовании» есть один очень интересный пункт. Если конкретнее, то ст. 15 п.3 говорит: «образовательное учреждение самостоятельно в выборе оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся». То есть на самом деле у школы есть выбор. Просто все привыкли работать по шаблону. И ваша запись про сына, где он мастерил «Дом будущего» (с интересом прочитала), — очень большое тому доказательство.

  2. Я хочу предложить решение, связанное с отменой существующей системы оценок. Заинтересованные вступайте в группу http://vk.com/club15886532

    • Елена, если честно, то ломать — не строить. Мне кажется, что в ближайшей перспективе вряд ли что-то поменяется… Ну пришли мы к тому, что в первом классе традиционные 3, 4, 5 не ставятся, а в итоге? Ввели новую систему, причем ребенок теперь сам должен оценить то, как он сделал, и как оценивать ему тоже говорят: если не допустил ошибок — рисуй «улыбающуюся морду», много ошибок — «морда» грустная. Можно, простите, но сотрясать воздух, возмущаться, но подвижки в образовании не в лучшую сторону.

      • Я думаю, что спорить на эту тему глупо. Потому что никто так сразу от существующей системы оценивания не откажется, будут эксперименты. И там уж все зависит от их успеха. Но если большинство окажется за отмену нынешней оценочной системы, то какое будет дело до меньшинства, желающего сохранить традиции? То же самое и в обратном случае. Поэтому особого повода для беспокойства нет.

  3. Tati:

    Тамара, полностью с Вами согласна. Отметки не показатель уровня знаний ребенка. Как мама первоклассника, мальчика с незаурядными способностями, постоянно поражаюсь сниженным отметкам в его тетради по русскому за то, что есть помарки, строчная буква вместо прописной и тп. Но учитель поднял насмех его рисунок- ответ на загадку. И сын пришел домой огорченный, что класс смеялся. Или, пришел недавно и со страхом в глазах сообщает, что возможно по контрольной по русскому будет двойка, потому что забыл дома ручку и пока искал, диктант уже начался. А учитель не повторила текст. На это я ему просто ответила, что это все мелочи жизни и я не стану его ругать из-за какого-то диктанта. Потому что я знаю его способности. Он сразу выдохнул и кинулся обниматься!)) Мое мнение — нужно помогать и любить ребенка. А оценки дело субъективное.

    • Татьяна, наш учитель тоже снижает оценку за помарки. И если ребенок допускает ошибку в слове, когда пишет ответ к задаче в тетради по математике. Меня эта ситуация тоже расстраивала. Но потом я задумалась, а стремился бы ребенок делать лучше, если бы знал, что ничего не будет? Про ручку, нас учитель сразу предупредила, что носим с собой две ручки — вторая запасная. Из пенала не вытаскиваем, дома должны стоять другие в стаканчике. Я рассматриваю эти ситуации, как школу жизни. Ведь в нашей жизни тоже может случиться подобное? На примере коллег могу сказать, что некоторые выходили на работу без календарных планов (не хватило времени написать, забыли, потом напишут), руководитель ругала их, но ситуация возвращалась на круги своя. Потом было принято решение: вышел на работу без календарного плана — в табеле прогул. Проблема решилась. Подобные меры заставляют ребенка нести ответственность за свои поступки. Моя доча тоже порой бывает забывала что-то. Один раз получила двойку за то, что забыла тетрадь по музыке. Я ее не ругала. Сама ситуация ее научила, что нужно тщательно собирать портфель, относится ответственнее.
      А вот про рисунок я бы подошла и разобралась. Даже если было что-то не так, не повод высмеивать перед всем классом. И что у вас за школа такая, в первом классе оценки?

Выскажите ваше мнение

Сообщение