Те, кто не читал первую часть, в которой говорится о том, чем так недоволен воспитатель если родители привели ребенка в детский сад с опозданием в 10 минут, могут прочесть ее тут.
В продолжении я сначала хотела написать о том, какие психологические и педагогические последствия для ребенка несут в себе опоздания, но… не то, чтобы я передумала. Однако, после публикации первой части ко мне был обращен вопрос, на который я обязательно обещала ответить. Поэтому, эта часть претерпела некоторые изменения.
Итак, вопрос, как говорится, в студию: как научиться не опаздывать самому родителю?
Вынуждена сразу разочаровать: ответа на данный вопрос я, как педагог, дать не могу. Просто-напросто — это не моя компетенция. И как будущий психолог, тоже не могу. На этот раз с компетенцией все нормально: если поступает такой запрос, то психологи занимаются опозданиями. Проблема в этическом кодексе. Пытаться научить человека не опаздывать посредством статьи, по меньшей мере, самообман. Это все равно что ставить диагноз и выписывать лечение не видя самого пациента, ну или не проведя минимального обследования. Как видите, ситуация сложная. Но, к счастью, не все так безнадежно. Кое что, я все-таки могу: задать направление для размышлений и, возможно, конкретных действий. Так сказать, дать «волшебного пенделя», который может оказаться как полезным так и бесполезным. В конечном счете, все будет зависеть от вас. Итак, как сказал Юрий Гагарин, поехали?
Первое, что нужно сделать самому родителю – это разобраться с понятием времени.
Реплика в сторону. Представьте, что на вас свалилось счастье и добрый дядя дает вам 86 400 р или евро (валюта на ваше усмотрение) ежедневно. Но у дяди есть одно условие: эта сумма должна быть потрачена за день. Нельзя оставить ни копейки на следующий день. Каждый божий день эти деньги кладутся вам на депозит, и все что вы не успели потратить выбрасывается в мусорное ведро сгорает. И вы не знаете на сколько хватит доброты этого дяди. На 10 дней, год иди 20 лет. Представили? А теперь ответьте на вопрос: насколько эффективно вы бы пытались использовать эти деньги?
Возвратимся ко времени. Время это не просто минуты, секунды, часы. Время – это ресурс. И у вас есть 86 400 секунд в 24 часах ежедневно. Часть этого времени вы тратите с пользой, а остальное просто сгорает, безвозвратно уходит. Вы уже никогда не восполните его, в отличии от денег, которые все-таки можно заработать. Время – это ваш капитал. У вас на счету осталось примерно 200 — 400 тысяч часов до конца жизни. Если, конечно, не случится что-то непредвиденноеJ Помните вопрос о деньгах? Переложите его на время. На сколько эффективно вы используете эти 86 400 секунд в день? Думаю, если вы ответили честно, то ответ вас не обрадует.
Второй момент, с которым нужно разобраться: зачем вам управлять своим капиталом времени? Для чего? Или ради чего? Возможно, вас и так все устраивает… И опять ответьте на вопрос: когда вы подойдете к завершающему этапу своей жизни, будет ли вас так же все устраивать? Не останется ли ощущения того, что, возможно, вы в своей жизни могли сделать намного больше, что-то упустили? Есть ли у вас сейчас ощущение того, что вам не хватает времени на что-то важное?
Теперь, в разрезе этих двух пунктов посмотрите на опоздания. Они оказываются ничем иным, как выброшенными минутами, причем не только вашими. Теми минутами, которые вы могли бы потратить на что-то другое, возможно, более важное. Это только кажется, что 10 минут – малость. За неделю может получится час. За две недели два и т.д.
С другой стороны, опоздания – это неумение пользоваться своим капиталом времени, т.е. личная неорганизованность. В наше время – это архиважный навык, т.к. в нашем мире добиваются успеха те, кто может эффективно организовать не только себя, но и свое окружение. Нужно вовремя успевать, вовремя реагировать, уметь укладываться в жёсткие сроки. И вопрос уже стоит не в том: как научиться не опаздывать. А в том, как научиться эффективно использовать свое время! Если вы этому научитесь, то сможете передать умение своим детям.
Ведь ваши опоздания отражаются на жизни ваших детей, в том числе. Не так давно я писала о том, почему важно научить ребенка самостоятельности в раннем детстве. В случае со временем — похожая история. Ребенок все самое важное усваивает именно в детстве. У него формируется некая модель мира: как должно быть. Остальные выводы делайте сами.
Вернемся к началу статьи, к разочаровывающему ответу… Надеюсь, написанные строки заставили вас задуматься о том, что вопрос стоит гораздо глубже. Я умышленно не даю конкретных рекомендаций, потому что не просто не верю, а точно знаю, что после их прочтения мало что изменится. Да их и предостаточно в интернете. Личная эффективность и тайм менеджмент – темы достаточно популярные для сегодняшнего рунета. Если есть желание что-то поменять, то можно начать с книги Глеба Архангельского «Тайм – драйв».
- Кстати его книга начинается со слов благодарности своему деду «за приобщение к традиции управленческого мышления и вовремя подаренную книгу о времени»
Но и знание информации, как организовать свое время зачастую не спасает. Потому что у человека не хватает внутреннего ресурса, чтобы что-то поменять. Здесь нужно либо сильное желание, либо психолог. Это как с неконструктивной ленью, источником которой может быть внутренняя позиция «НЕ ХОЧУ», которая может возникать если в детстве запретили делать то, что очень хотелось. Вы этого не помните, но оно продолжает влиять на вас. И часто, пока не распутаешь клубок, человек топчется на месте. Вроде бы есть желание, делаются конкретные шаги, но все рано или поздно возвращается на круги своя.
Спасибо большое, выведу статью на бумагу и повешаю в прихожей, пусть родители прочитают
Рада, что материал оказался полезен 🙂
Тамара, вы умница. Очень полезная и ёмкая статья!
Золотые слова — «формируется модель мира».
Да, учим пунктуальности мы — родители!!!
А пунктуальность = самоуважение !!! (Точность — вежливость королей).
Еще я бы в статью довавила «страшилок», мотивирующих родителей — негативных последствий для ребенка в саду, в школе и в будущем в жизни в целом.
Спасибо большое!
Спасибо, очень приятно получать такие теплые отзывы. Рада, что материал вам понравился.
Тамара, большое спасибо за эти статьи об опозданиях. Всё таки очень хотелось бы подробнее узнать Ваше мнение о влиянии на ребенка родительских опозданий в дет сад. Очень актуально (
Татьяна, спасибо за отзыв, по возможности напишу
А наш Воспитатель никогда не приходит к 7-00.мы всегда ждём и принимаем её раздражения на себя и на ребёнка по поводу того,что рано так приходим(в 7-00!!!) .
К сожалению, такое бывает. Но это не норма.