А так же помощь детям с ЗРР, ЗПРР, ТНР, ОНР. Пишу более подробный пост о том, чем я как специалист могу помочь детям с речевыми трудностями. Потому что сталкиваюсь с ситуацией, когда родители искали специалиста, но к сожалению, так и не нашли. И проблемы с речью у детей сохраняются к 5-7 годам и далее, сказываются в последующем на школьной успеваемости. Если родитель обращается ко мне, когда ребенок уже школьник, то приходится решать не только речевые трудности, но и целый букет к ним в придачу. К сожалению, время упущено и коррекция идет очень сложно.
Начну с того, что родители чаще всего ждут. Если ребенок не говорит в 1,5 года, 2г. или 2, 5 г. , то это вроде бы и не считается проблемой. Педиатр и невролог из поликлиники в один голос говорят беспокоящейся мамочке: «Ждите 3-х лет! Заговорит!». И правда, ребенок после трех лет начинает худо-бедно чего-то там говорить, но к 5 годам эти дети чаще всего клиенты логопедов со стойким отставанием по многим речевым показателям: не только с фонетико — фонематическим недоразвитием, но и обедненной лексикой, нарушениями в слоговой структуре слова, грамматическом строе речи и т.д. Все эти трудности логопед не всегда может решить за два года до школы, потому что как показывает практика, ребенок попадает к нему именно в 5-летнем возрасте.
Поэтому если ваш ребенок грубо отстает от речевых норм, или вообще молчит, то даже в возрасте 2 и 2, 5 лет ему нужно помогать, и не ждать трех лет и более. Потому что компенсаторные механизмы могут как включиться, так и не включиться. Можно поиграть в русскую рулетку, но такая игра может дорого стоить вам и вашему ребенку. Если вы готовы в нее играть, то как говорится «хозяин-барин». Но, на мой взгляд, проще помочь ребенку сейчас и активизировать речь, чем потом годами ходить к логопеду и хвататься за голову от проблем, вызванных речевой задержкой.
Сразу хочу сказать, что я работаю с речью как нейропсихолог. Я не логопед, то есть я не буду вашему ребенку ставить звуки. Моя задача состоит в запуске, активизации речи.
По поводу того, каким методом я работаю. Для маленьких детей, до 5 летнего возраста, работаю по методу замещающего онтогенеза, адаптированному для детей этой возрастной категории. Для детей с 5 лет по классическому МЗО. В чем суть? Сейчас скажу сложно, но все же: суть в том, что воздействуя на сенсомоторный уровень с учетом развития ребенка в онтогенезе, мы активизируем его высшие психические функции, в том числе и речь. Что такое сенсомоторный уровень? Это сенсорная и моторная (двигательная) сфера ребенка. То есть это специальный комплекс двигательных упражнений (в большинстве своем), который помогает преодолеть ту неблагоприятную ситуацию развития и включить компенсаторные механизмы. То есть будет своеобразная «зарядка»? Не совсем так. Если бы дело можно было решить зарядкой, то пожалуй, не было бы детей с речевыми проблемами. Все бы делали зарядку и болтали.
Будет ли только метод замещающего онтогенеза? Нет, не только он. Наряду с двигательными упражнениями, я использую когнитивные упражнения, в основе которых лежит учение о психологических механизмах речи, описанных И.А. Зимней и Н.И. Жинкиным. Этот метод активизации речи используют многие специалисты из Центра патологии речи и нейрореабилитации (ЦПРиН, г.Москва).
По поводу детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), которые в 4-х или 5-летнем возрасте не говорят. Как правило, кроме ТНР есть какой-то конкретный диагноз, а тяжелое нарушение речи – следствие этого диагноза. Работаю ли я с таким? Да, но не во всех случаях. Для детей с сенсорной и моторной алалией прогноз благоприятный, для детей с ЗПР, РАС (способных устанавливать контакт) методы, по которым работаю, дают неплохие результаты. Во всех остальных случаях буду обсуждать с родителем в индивидуальном порядке. Что использую в этом случае? Если для ребенка возможно заниматься по методу замещающего онтогенеза, то использую его. Если нет, то идем по варианту МЗО, адаптированному для детей более раннего возраста. МЗО использую в купе с программой, адаптированной под русские реалии российским ученым Т.С. Резниченко, которую использую как когнитивную составляющую на занятиях. Суть программы — в обучении детей с ТНР чтению, но разумеется, не в том классическом варианте, который мы все знаем. Согласно апробационным данным программы: «Активизация экспрессивной речи у неговорящих детей при обучении чтению происходила от 2,6 до 7,5 раз быстрее, чем без обучения».
Вроде все расписала максимально подробно. Если остались вопросы, давайте пообщаемся в комментариях или личных сообщениях. С моим образованием и квалификацией вы можете познакомится в разделе Портфолио