Здравствуйте уважаемые читатели Про Деток Блог. Не так давно я написала небольшую заметку «Оригами для детей дошкольного возраста». И теперь хочется продолжить тему развития ребенка с помощью оригами. Внезапно пришла идея небольшого, но очень увлекательно проекта для детей и родителей.
Проект творческий, и, в первую очередь, будет интересен родителям, которые заинтересованы в гармоничном развитии своих детей. Так же, проект будет интересен педагогам дошкольного образования и начальной школы. В данном проекте мои коллеги смогут почерпнуть интересные идеи для проведения занятий по конструированию и технологии.
Хочется надеяться, что предложенные в проекте оригамные схемы и композиции послужат толчком для вашей фантазии, и у вас появится потрясающие красочные аппликации и макеты, выполненные в технике оригами.
Итак, дерзаем!
Для того, чтобы проект действительно был проектом, нам нужно подумать о целях и задачах.
Цель: развитие пространственного и логического мышления детей среднего и старшего дошкольного возраста (от 4 до 7 лет).
Задачи же проекта будут следующими (условно мы будем двигаться в четырех направлениях):
Образовательные задачи: создать определенные условия, при которых бы ребенок овладел методами и приемами конструирования из бумаги; сформировать умение конструировать, используя пооперационную карту (что это за зверь – станет понятно позже).
Развивающие:
- будем развивать память (ведь для того, чтобы повторить фигурку, ребенку прийдётся запоминать последовательность ее изготовления, приемы и способы, которые он использовал в процессе складывания, ну а задачей родителей будет мотивировать ребенка на повторное складывание фигурки);
- произвольное внимание (чтобы изготовить фигурку ребенку нужно сосредоточится, чтобы прийти к определенному результату);
- умение фантазировать (с готовой фигуркой можно поиграть, придумать сказку и т.п.)
- будем развивать речь ребенка;
- Развивать навыки работы с бумагой, ножницами, клеем.
Познавательные: создать условия для развития познавательного интереса как к конструированию из бумаги, так и к окружающему миру.
Воспитательные: формировать умение организовывать свое рабочее место, рационально использовать необходимые материалы.
Методические рекомендации для родителей или что нужно знать, прежде чем начать?
Общие:
- Все фигуры, композиции, которые представлены в проекте рассчитаны на сотворчество родителя и ребенка. Очень огромную роль в проекте играет именно взрослый. Ваше желание поиграть с ребенком должны выйти на первый план, оставив позади желание добиться четкого определенного результата. Этот результат будет, если на первый план выйдет именно игровое взаимодействие. Потому что ведущий вид деятельности у дошкольника – именно игра. И если мы хотим развить ребенка, научить его чему-то определенному, то целесообразнее всего будет сделать это через игру.
- Как бы это не выглядело банально, (думаю, все родители должны это знать), но упоминания заслуживает одна важная истина — для занятий должно быть свое время. И ребенок в это время не должен быть уставшим, хотеть спать, быть голодным, перевозбуждённым и т.п. Лучше всего если занятие проводится в первую половину дня или же вторую половину дня, после дневного сна. И, непременно, помните, что игра – это дело добровольное. Поэтому занятие начинается тогда, когда ребёнок не увлечен своим делом.
- Модели, представленные в проекте, не сложны. Но все же, вам придется постараться (а я вам в этом помогу) и приучить ребенка к точности: в совпадении углов, сторон. Так же нужно тщательно приглаживать складки. По своему опыту могу сказать, что дошкольники могут пришлепывать складку, или приглаживать ее ладонью, или сделать в точности так же как вы покажете, но без нажима. От этого, складка получается не точной, что в свою очередь приводит к тому, что фигуру складывать боле сложнее, она получается неаккуратной, а само занятие оригами – не интересным. Потому на этом моменте следует заострить внимание и показать ребенку, что по получившейся складке нужно с нажимом провести пальцем, а лучше всего поверхностью ноготочка (либо кольцами ножниц).
- На первых порах складывать поделку вместе с ребенком следует поэтапно: взрослый показывает один прием – ребенок выполняет, взрослый показывает второй прием – ребёнок выполняет.
- Все поделки складываются на столе, ни в коем случае не на весу.
Требования к занятию и материалам:
Материал, который я буду предлагать, будет рассчитан на одно занятие в неделю. По длительности само занятие должно быть в районе 20 — 25 минут (если вы занимаетесь оригами с ребенком 4 – лет), от 5 до 7 лет – в районе 30-35 минут. Важно помнить правило – что за одно занятие вы делаете фигурку одного типа.
Перед занятием нужно подготовить два образца: один из них в собранном виде – другой в разобранном; материал для складывания (квадрат бумаги), по необходимости: клей, ножницы, фломастеры, карандаши.
Отдельно хочу сказать о бумаге. Ее нужно подбирать по цвету. И цвет бумаги должен конкретизировать образ того объекта, который вы складываете. Чтобы было понятнее: для елочки или лягушки вы выбираете бумагу зеленого цвета, для лисы и белки – оранжевого.
Если работа предполагает использование ножниц, то ребенка стоит учить технике безопасности:
- Не размахивать ножницами;
- Передавать ножницы кольцами вперед;
- Если ножницы с разболтанными шарнирами – не давайте их ребенку;
- Ножницы лучше выбрать с закругленными концами.
- Класть ножницами на стол стоит подальше от локтя, лезвия должны быть сомкнуты, кольцами к себе.
Так же хочу сделать небольшое дополнение по поводу ножниц. Сейчас их очень много, и я покупала вот такие:
Несомненно, ножницы красивы, привлекательны для ребенка. Но оказалось, что ими очень трудно и не удобно резать, и, как следствие, получалось не аккуратно. А самыми простыми резать оказалось очень комфортно. Так что, к выбору ножниц подойдите с ответственностью.
И, пару слов о методике обучения. Обучение будет происходить в несколько этапов.
Первый этап: ознакомительный и экспериментальный. На этом этапе ребенок еще ничего не складывает, а знакомится с искусством оригами и экспериментируют с бумагой.
Второй этап: игры и упражнения с бумагой, которые помогут ребенку сориентироваться в геометрических фигурах, понимать их отличительные особенности.
Третий этап: изучение базовых форм.
Четвертый: изготовление простых игрушек.
Пятый: работа по пооперационным картам.
На этом все! В добрый путь!
Очень интересный проект!))
Спасибо!