Всех приветствую! Сегодня публикую продолжение материла. Первую часть можно прочесть по ссылке. А сегодня, как и обещалось ранее, рассуждаю про:
Ведерко значимости и важности
Если с вниманием все понятно, то значимость и важность – вроде понятные слова, но остается за гранью понимания как это выглядит в реальной жизни. Потребность в значимости и важности – это про линию автономии и самостоятельности — о ней я писала в статье про кризис трех лет. Это про уважение к личности ребенка, это про самоутверждение, это про право на свое мнение, независимость, про возможность влиять на события, делать выбор. Чаще всего в нашей российской традиции с ярким наследием советского прошлого ребенок всего этого лишен. Он не имеет право отстаивать свое мнение, потому что «еще молоко на губах не обсохло», «что за поведение!» и все в таком духе.
Давайте представим, что вы начали разговор с мужем (или мамой), хотите обсудить какую-то важную и значимую вещь для вас, а муж или мама вам вдруг отвечает: «Мне наплевать! И вообще ты будешь делать, что я скажу, потому что я в семье глава (или потому что я старше и умнее)». Как бы вы себя чувствовали? Думаю, было бы больно и обидно услышать такое. Далее, все вылилось бы в скандал, потому что вы бы пытались отстоять свое мнение, свое право на уважение. Но ребенок в своей жизни очень часто слышит фразы наподобие:
— «Я» последняя буква в алфавите;
— Вырастешь – будешь говорить!
— Хотеть не вредно!
— Закрой рот!
Такое отношение и авторитарная позиция родителя лишают ребенка значимости и важности. Ребенок словно слышит «Ты здесь никто, все решаю я, закрой рот и слушайся». Очень часто мы обесцениваем чувства ребенка, когда ребенок плачет, расстроен: «Ну что ты нюни распустил, уйди, не хочу тебя видеть!», «перестань плакать из-за ерунды». Мы постоянно транслируем ребенку, что его чувства не важны, он сам не важен, что по большому счету, все его расстройства – ерунда. А еще помимо этого, ребенок ежедневно слышит приказы, команды «Иди умываться», «Сходи в туалет», «Марш спать» и т.п. Кроме них, крики, наказания, обесценивание его мнения — «ты еще маленький, ничего не понимаешь». Очень многое, что делает родитель в течении дня, что делали наши родители, что делали учителя в советское время – все это лишает ребенка ощущения значимости и важности.
Но помните, что это базовая потребность? Так или иначе, хотите вы этого или нет, ребенок будет пытаться удовлетворить эту потребность там где нужно, и там где не нужно. Как это будет выглядеть в реальной жизни? Саша будет спорить, пререкаться, ругаться. У ребенка появляется повод вам все время что-то доказывать, капризничать и упрямится, топать ногами. Саша будет отстаивать свою позицию по любому поводу. Он не будет хотеть уходить с улицы, или идти спать. Или при утренних сборах в детский сад Саше непременно будет хотеться надеть синию футболку, а не красную. Еда, укладывание спать, приучение к горшку – те сферы жизни, где ребенок может добиться удовлетворения потребности в значимости. Саша может не хотеть есть, или съесть всего половину, или захотеть не котлету, а сосиску и устроить из этого целую трагедию. Или долго вертеться и днем так и не уснуть. И чем больше родитель будет давить, принуждать, кричать, тем больше ребенок будет упрямиться и закатывать истерики.
Поэтому очень важно, чтобы потребность во внимании, в значимости и важности своевременно удовлетворялись.
На этом я сегодня закончу, а в следующий раз материал о том, как родителям наполнять ведерки внимания, значимости и важности. И самое главное, как волшебным образом повлиять на неуправляемого ребенка.