Самое удивительное, что мы , т.е. взрослые, ужасно не любим когда нам указывают. Порой в нас сразу начинают «кипеть чувства». У кого-то бурные, у кого-то не очень. Но вот почему-то со своими близкими мы не редко общаемся в формате указаний.
Что же касается детей… Им-то, как раз, приходится тяжелее, потому что (это факт) детям указаний «достается» больше всего…
Давай уже одевайся.
Иди чистить зубы.
Собирайся скорее.
Уберись в своей комнате.
Перестать баловаться!
Помой посуду, я устала.
Вы узнаете сейчас себя? Тогда я вам расскажу о третьем законе Ньютона. Все мы его помним со школьной парты: «Сила действия равна силе противодействия». Так вот, этот закон в педагогике оказывается тоже очень не плохо действует: чем больше указаний в общении с ребенком – тем меньше желания у него их выполнять. И со временем у родителей возникает такая проблема, под названием «мой ребенок меня не слышит». Родитель повторяет все по нескольку раз, но его чадо не слышит, или говорит: «сейчас», но «сейчас» длится слишком долго. И родитель повторяет снова и начинает раздражаться:
— Ну сколько можно тебе уже повторять!
В более старшем подростковом возрасте это может вылиться в серьезную проблему. Другими словами : не говорите ребенку что делать… и он не скажет куда вам пойти.
Выход, на самом деле, очень простой: перестать давать указания! Лучше всего, если строить свои просьбы в форме безличных предложений.
Если мы перефразируем вышеописанные примеры, то у нас получится следующее:
Давай будем одеваться.
Пойдем чистить зубы, кто быстрее?
Нужно скорее одеваться.
В комнате такой бардак! Нужно навести порядок.
Очень шумно!
Нужно помыть посуду. Нужна помощь.
Здесь стоит отметить, что саму манеру разговора, очень трудно поменять. Родители уже на подсознательном уровне «выпаливают» указания. Но если будете практиковаться, со временем все получится. В результате, вы пожнете очень хорошие плоды своих трудов и увидите потрясающие перемены.
И помните, чтобы создать в семье доверительную атмосферу, не нужно лишний раз показывать «кто тут главный». Когда мы даем ребенку указания, мы невольно как бы говорим: я тут главный и я командую, а ты должен подчиняться. Семья – не армия, а дети — не солдаты. Учитесь мудро направлять их, а не требовать послушания, или лучше сказать подчинения.