Наверное, нужно завести отдельную рубричку для учителей и родителей, где можно высказывать свои мысли о нашей нынешней системе образования… Многие ее ругают за ЕГЭ, да и за много еще чего ругают. И такая тема как «подсказки на уроке» даже выглядит немного смешно. Это ли проблема? Да и вообще есть ли проблема?
Ну да, дети порой подсказывают нерадивым своим одноклассникам, которые не выучили урок и не знают, что ответить учителю. Учитель это строго пресекает, грозясь поставить двойку еще и подсказчику, так сказать за помощь. И казалось бы тема исчерпана…
Так вот родители знайте, если ваш ребенок получил двойку за то, что подсказывал на уроке, то не вздумайте его ругать! Наоборот, похвалите – он поступил правильно… Хотя может быть и бесполезно все это, все равно «школьная система» напрочь отбивает желание подсказывать, считая подсказки на уроках чуть ли не преступлением. И весь класс сидит и наблюдает за «допросом», смотрит как-то насмешливо и безучастно, как «допрашиваемый» мучается, пытаясь найти ответ на вопрос учителя. И тут вспоминается фраза из мультфильма, который нам всем хорошо знаком — таков закон джунглей – каждый сам за себя. Желание помочь однокласснику, который оказался в «щепетильном положении», наказывается так же, как «преступление», то есть невыученный урок. Это – какая-то неправильная философия, какого-то неправильного Режима.
О чем это я? А о том, что в педагогике существует немало мифов, которые с годами так никто и не умудрился развенчать. Так вот, это глубочайшее заблуждение наших учителей, что подсказывать – это плохо. Есть такие небольшие попытки, как моя, есть публикации по этому поводу в газетах для методистов и педагогов, но вот как-то дело не движется с места. В школах все по-прежнему. Нас ругали за подсказки, и, более чем уверена, наших детей тоже будут ругать «за них, миленьких».
Так что же, все-таки, не так? Наверное, я могу назвать эту практику если и не самой большой ошибкой школы, то по крайней мере огромнейшей и опасной… В чем же это ошибка, спросите вы? Неужели в запрете на подсказки? Если бы я хотела написать эту статью ради чистой формальности, то я бы сказала – да, дело в этом самом запрете. И дело действительно в нем. Почти. Я бы немного перефразировала и сказала — дело в том, что у детей отнимается право отдавать свои знания. Не просто пересказать учителю то, что он вчера «зазубрил». Нет. Ведь учителю он на самом деле ничего не отдает. Учитель-то как раз в роли проверяющего. Он и так сам все знает… А право отдать свои знания тому, кто еще не знает. То, что происходит сейчас, происходит по следующе схеме: «зазубрил» урок – рассказал учителю – получил отметку – забыл! Это все равно, что писатель пишет книгу, которую никогда никто не прочитает. Недавно на глаза попалась статистика, что дети из школы выносят всего 10% знаний, которые им десять, а по нынешним стандартам, одиннадцать лет «вдалбливали».
А давайте, перевернем все с ног на голову? Что обычный учитель в обычной школе вдруг взял и разрешил подсказки на уроках! Разрешил детям помогать друг другу, выручать своих одноклассников. Если бы те ученики, которые уже прошли материал, объяснили его тем, кто поленился сделать домашнее задание (или по каким-то другим причинам не смог). Все это может показаться потерей времени, что может лучше самому еще раз повторить материал, поглубже вникнуть. Но так ли это? К сожалению нет, сколько не повторяй, знание постепенно стирается… А вот если бы ученик взял и объяснил своему нерадивому однокласснику на перемене что и к чему, попутно еще сам разбираясь в упущенных нюансах. А потом и вовсе осознал, что сам больше половины недопонял. А если еще при этом повторил непонятливому однокласснику несколько раз… Вот такое знание трудно стирается. Так уж мы устроены, что лучше всего перенимаем что-либо от человека, будь то опыт или материал – не важно. Не с книжного листа, не с экрана , а от живого человека. Все это происходит на эмоциональном уровне. Работают некие эмоциональные зацепки, которые заставляют держаться в нашей памяти формулы, образы, и любой другой материал.
И знания нужны не для того, чтобы их проверяли, а для того, чтобы дети могли ими поделиться. Это можно назвать системой взаимного обучения, которая сохраняется до сих пор в семьях где больше одного ребенка. Потому, что старшие очень многое показывают и рассказывают младшим в процессе простого человеческого общения. И эта система известна сотни лет, когда ребенка отдавали учится какому-то ремеслу. Но мы перестроили эту систему, предпочли ей более скучный и более эгоистический режим, при котором происходит только потребление знаний, без их передачи. По хорошему, конечно, нужно возрождать этот опыт, чтобы дать возможность детям помогать друг другу. Чтобы дети могли стать для своих друзей, одноклассников – помощниками. Ведь им так важно испытывать это чувство – значимости — «я помог Саньку, и он двойку не получил». Ведь врачами становятся для того, что лечить, кондитерами или поварами для того, чтобы вкусно кормить… Мы приобретаем знания для того, чтобы их реализовывать в повседневной жизни, кому-то помогать. А если это так, то
- Школа просто должна стать местом, где получают не только образование, но и дается возможность стать для кого то нужным и значимым. Ведь, если задуматься, это самый важный момент нашей жизни – найти место, где ты кому-то нужен.
И да, опасное заблуждение нашей системы образования, что дети должны «взять» знания, что детям нужно эти знания «передать». Для чего учиться, это по сути, это кроме тебя, никому не надо? Разве, что родителям, которые не редко выступают в роли таких же проверяющих, как и учителя.
P. S. Дорогие читатели, мамы и папы, учителя! Мне важно знать ваше мнение по поводу написанного, был ли полезен вам этот материал? Изменилось ли ваше мнение на такое явление как «подсказки в школе»? Выскажитесь, пожалуйста, в комментариях.
Фото: © Евгения Лондкевич.
Весьма любопытная статья. И подход… Совсем по-другому позволила смотреть на подсказки :))
Спасибо, MиКом! Рада, что вам понравилось.
А я не любила в школе подсказывать и давать списывать, хотя училась лучше многих. Дочь такая же у меня. Жадные мы?
А я вот тоже не любила, и не давала списывать. Не мы такие были, система такая. С первого класса закладывается, что подсказывать плохо. И ничего с этим не поделаешь.
Система была отличная! А я вот давал всем списывать и даже отличникам, но вот у меня в аттестата половина троек. Но я не в обиде.