Здравствуйте, дорогие читатели. Сегодня мне почему-то хочется поговорить с вами про мелкую моторику. Я уверена, что практически все родители слышали это словосочетание. Большинство мам, да и наверное, пап знает, что развитие мелкой моторики важная составляющая раннего развития. Но несмотря на свою популярность, на обилие игрушек для ее развития, мелкая моторика так и остается недооцененной. Очень немногие из родителей до конца понимают, каким именно образом развитие мелкой моторики сказывается на развитии ребенка. Давайте с вами попробуем разобраться?
Что такое мелкая моторика?
Ни что иное, как все те скоординированные действия вашего ребенка, которые направлены на выполнение точных и мелких движений кистями и пальцами рук. В свою очередь, скоординированные действия кистей рук достигаются за счет скоординированного функционирования нервной, мышечной, зрительной и костной систем. Поэтому, дорогие мамы и папы, мелкая моторика – это не просто умение захватывать мелкие предметы. Это не просто умение сделать красивую поделку из пластилина или застегнуть пуговицу. Прежде всего это работа сразу нескольких систем организма.
Связь мелкой моторики и речи
Об этой связи знают большинство родителей и специалистов. И о ней же написано множество научных работ и статей. Если попробовать кратко уложить суть того, к чему пришли наши великие умы, то можно говорить о прямой зависимости уровня развития речи от уровня сформированности точных и тонких движений, которые ребенок совершает кистями и пальцами рук. Другими словами, если будет развита мелкая моторика, то будет развита и речь. С одной стороны, здесь все понятно. А с другой, об этом так часто и так много говорится, что принимается во внимание лишь сам факт существования этой связи, без каких либо объяснений: мелкая моторика важна и на этом все.
А между тем, просто ужасающее число детей в возрасте от 3-х до 4-х лет, с которыми я сталкиваюсь в процессе работы в детском дошкольном учреждении, элементарно не умеют держать правильно ложку или карандаш, пользуются ими очень неловко. Не могут самостоятельно одеться, застегнуть у себя на одежде кнопки (о пуговицах даже говорить не приходится). И конечно, уровень речевого развития этих детей оставляет желать лучшего.
Но давайте вернемся к связи мелкой моторики и речи. У всех нас есть начальные знания о том, что из себя представляет головной мозг человека. И все мы знаем о существовании двух полушарий головного мозга: левого и правого. Эти полушария покрыты слоем серого вещества – корой головного мозга. По функциям кору головного мозга можно разделить на зоны. Так, существуют ассоциативные, моторные и сенсомоторные зоны. Но в большей степени, нас будет интересовать моторная зона, или по-другому двигательная кора, в которой выделяют первичные и вторичные моторные области. Так вот, в первичной моторной коре располагаются те нейроны, которые отвечают за иннервацию (снабжение тканей и органов нервами) мышц лица, туловища, рук и ног. Примечательно в этом то, что проекции мышц туловища и ног занимают очень небольшую область в двигательной коре. А вот проекции рук и мышц лица занимают бОльшую площадь. И располагаются следом друга за другом в первичной моторной коре. Вот — эта самая связь мелкой моторики и речи. Речедвигательный центр не просто находится рядом с двигательным центром коры, он является ее частью. Поэтому все ученые, которые занимались исследованиями детского мозга и психики, говорили о том, что функция руки оказывает большое стимулирующее влияние на развитие ребенка.
Так что в данном случае можно говорить не просто о связи мелкой моторики и речи, а прямой зависимости. Речь вашего ребенка будет напрямую зависеть от уровня развития мелкой моторики. Но на этом ее роль в развитии ребенка не заканчивается…
Связь мышления и речи
Кант говорил о том, что рука – это мозг, который вышел наружу. Это высказывание, на мой взгляд вполне справедливо. И если можно наблюдать зависимость уровня развития речи от уровня развития точных движений пальцев рук, то в такой же степени можно говорить о том, что мышление ребенка зависит от уровня развития речи. Речь по праву можно назвать инструментом мышления. Слово это не просто набор звуков. В нем заключено гораздо больше информации, если рассматривать слово как понятие. И я думаю, что в данном случае нет необходимости ссылаться на исследования ученых. Скажу лишь, что в развитии ребенка существует определенная стадия, когда мышление и речь идут по разным дорожкам. Но примерно к двум годам их дорожки пересекаются, и речь потихоньку начинает становится интеллектуализированной, а мышление ребенка – речевым. Мышление ребенка не может формироваться и существовать вне речи. Развивая мелкую моторику, мы влияем на развитие речи, а речь по сути можно назвать формой существования мысли. Поэтому развитие мелкой моторики – это самая настоящая школа раннего развития. Порой мы об этом забываем и слишком увлекаемся интеллектуальным развитием, что в большей степени вредит, чем развивает.
Какие последствия возможны при недостаточном
или плохом развитии мелкой моторики?
Как вы уже догадались, если мелкая моторика плохо развита, то это напрямую сказывается на речи, и, как следствие, мышлении ребенка. Разного рода отклонения в формировании речи: нарушение звукопроизношения, бедный словарный запас, недоразвитие связной речи накладывают свой отпечаток на развитие ребенка. Если говорить про дошкольный возраст, то у детей может появится неуверенность в себе: он не может нарисовать, слепить, построить и т.д. так как другой ребенок его возраста. Движения неловкие и неуклюжие, ребенок из-за этого может становится агрессивным и обидчивым. Нередко у детей с различными речевыми нарушениями так же отмечаются отклонения в эмоционально – волевой сфере, может быть снижена наблюдательность и мотивация. Плюс ко всему, ребенок с недостаточно развитой речью испытывает различного рода трудности в общении с окружающими. Социально бытовые навыки тоже страдают, ребенок становится менее самостоятельным. А самостоятельность играет не последнюю роль в развитии, об этом я писала в статье «Медвежья услуга или почему важно научить ребенка самостоятельности».
Если рассматривать школьный возраст, то однозначно можно говорить о трудностях обучения. Потому что хорошо развитая мелкая моторика – это один из показателей готовности к школьному обучению. В школе ребенку будет необходимо освоить навык письма, и если мелкая моторика будет плохо развита, то и с письмом будут возникать трудности. Как следствие, ребенок будет не успевать за ходом урока, излишне переживать из-за того, что у него что-то не получается, что в итоге приведет к негативному отношению к учебе и школе. И это всего лишь небольшая часть последствий, которые лежат на поверхности В рамках данной статьи, не представляется возможным описывать все возможные последствия. Единственное, о чем должны помнить родители, что дошкольный возраст – уникальный и очень важный период в развитии ребенка, в котором мелкой моторике отводится большая роль.
Надеюсь, уважаемые читатели, данный материал оказался для вас полезным. Если у вас после прочтения появились какие-то вопросы, то буду рада ответить на них в комментариях. О том, как развивать мелкую моторику и с какого возраста это нужно делать мы поговорим в следующий раз.
Много читала разной информации об этом. А в вашей статье все самое важное в одном месте! Спасибо за статью!
РидМам, рада, что вам понравился материал 🙂
Привет! Спасибо за полезный совет! Обязательно им воспользуюсь.
Привет!Очень понравилась ваша статья,много интересной и полезной информации.Спасибо огромное.
Здравствуйте,
пожалуйста 🙂 рада, что материал оказался для Вас полезным.
Здравствуйте,
этот блог очень интересный!!! прекрасно все объясняется!)
Здравствуйте,
прекрасно все объясняется!)
Людмила, спасибо!
Очень важная и полезная информация. прекрасные советы родителям, говорю это от имени учителя. Спасибо автору