Это занятие подготовлено в рамках проекта «Оригами». И оно будет очень отличаться от предыдущих двух, на которых мы познакомились со свойствами бумаги.
На этом занятии:
- Выявим умение ребенка распознавать и называть геометрические фигуры.
- Будем учить понимать особенности геометрических фигур.
- Учить делить целое на части.
- Учить ориентироваться на листе бумаги.
- Обогатим словарь ребенка (диагональ, вертикаль, горизонталь).
- Будем заниматься развитием мелкой моторики рук.
Что нужно подготовить для занятия:
Для дидактических игр – 2 набора геометрических фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг) разных цветов и размеров: один набор для взрослого, другой набор для ребенка; 6-7 цветных квадратов бумаги 10×10 см.; фломастеры или цветные карандаши.
Часть 1. Введение в игровую ситуацию.
Из волшебной страны оригами к нам пришли геометрические фигуры. Предложите ребенку поиграть с ними.
Дидактическая игра «Покажи такую же геометрическую фигуру». Взрослый показывает по очереди геометрические фигуры, а ребенок в своем наборе находит такие же.
Дидактическая игра «Узнай по описанию». Взрослый предлагает ребенку в своем наборе найти геометрическую фигуру по описанию (размеру, цвету, форме). Например: у этой фигуры нет углов и она желтого цвета, большого размера (большой желтый круг). В заключении игры взрослый дает описание квадрата: «У этой фигуры 4 угла и все стороны равны». Ребенок показывает фигуру и называет ее.
Часть 2.
«А ты знаешь, что квадрат – это волшебная геометрическая фигура? Он умеет превращаться! Сейчас я покажу тебе некоторые его превращения. Если приложить один уголок квадрата к противоположному углу (объяснение сопровождается показом), сгиб прогладить «утюжком», то наш квадрат превратится в треугольник. А потом мы развернем наш квадрат, получится «дорожка» с интересным названием «диагональ». А если сделать тоже самое с другими двумя углами, то, развернув квадрат, мы увидим четыре треугольника.» Покажите ребенку эти четыре треугольника, обведите их пальчиком по получившимся «дорожкам». Затем, предложите ребенку самому свернуть и развернуть квадрат, повторить ваши действия.
Взрослый (обращаясь к ребенку): «Наш волшебный квадратик может превращаться не только в треугольники. Если мы приложим одну сторону к другой противоположной стороне, аккуратно совместим уголки, и прогладим «утюжком» сгиб, то у нас получится два прямоугольника.» Покажите ребенку эти два прямоугольника, проведите пальчиком. Их разделяет «дорожка», которая называется «горизонталь».
А если приложить другие две стороны друг другу, то получится «дорожка», которая называется «вертикаль». Разверните квадрат и проведите пальчиком по дорожке «вертикаль». Спросите у ребенка, какие геометрические фигуры получились, когда две дорожки «вертикаль» и «горизонталь» пересеклись?
К этому моменту ваш ребенок может уже устать, т.к. занятие требует большой концентрации внимания, и, в основном, малоподвижно. Для повышения работоспособности и снятия нагрузки, связанной с сидением, можно поиграть в подвижную игру, либо провести так называемую физкультминутку. Привнесем в наше занятие положительный эмоциональный настрой и будем совершенствовать общую моторику. Здесь я приведу для примера физкультминутку ветер, но вы можете взять любую другую на ваше усмотрение.
(можно повторить два раза)
Далее, предложите ребенку красиво оформить ваши квадратики в альбом. Проговорите еще раз вместе с ребенком названия «дорожек». А затем, предложите ребенку поиграть с квадратиком. Согните его в разных направлениях: по диагонали, вертикали, горизонтали. Разверните его и пусть ребенок поищет разные геометрические фигуры. Постарайтесь найти как можно больше. Найденные фигуры можно обвести фломастерами.
Часть 3. Рефлексия.
Спросите у ребенка, что больше всего ему запомнилось из того, чем занимались на занятии. А так же, не забудьте сказать, что больше всего понравилось вам.
Занятия, подготовленные в рамках проекта:
Развивающее занятие 1. Путешествие в бумажную страну.
Развивающее занятие 2. Посылка из бумажной страны.