Сегодня я решила побеседовать с Насоновой Оксаной Александровной, учителем-дефектологом Центра развития ребенка № 4. Оксана Александровна окончила РГПУ им. А. И. Герцена г. Ленинград в 1991 году и всю свою сознательную профессиональную жизнь помогает детям заговорить чисто.
Оксана Александровна, скажите пожалуйста, почему вы выбрали именно эту профессию?
О. А.: Честно сказать, никогда не хотела быть педагогом. Дело в том, что моя мама почти всю жизнь работала в детском саду – сначала воспитателем, потом заведующей. Насмотревшись на тяготы и лишения работника образования, я сказала: «Никогда не пойду в педагогику». Хотя мой классный руководитель в школе пророчила мне именно такое будущее. Она и оказалась моим «двигателем» по этому пути. Благодаря моему классному руководителю Надежде Григорьевне Беляцкой у меня появилась возможность обучаться в Ленинграде и, как ни странно, в педагогическом институте. Ну кто откажется от возможности вне конкурса поступить в ВУЗ одного из прекраснейших городов мира?! Однако, моя любовь к Северной столице – это тема отдельного разговора.
А возникало ли желание уйти в другую сферу деятельности?
О. А.: Да, возникало. У кого по молодости и глупости не проявляется максимализм?! Но здесь на мою педагогическую судьбу оказал влияние еще один наставник. Это Заведующая дошкольным учреждением, в котором я проработала непрерывно двадцать лет — Наталья Михайловна Байкова. Она умела охладить ненужный пыл, вовремя оградить от глупых поступков.
Оксана Александровна, возможно я ошибаюсь, но мне кажется, что детей с нарушением речи становится все больше. Как вы думаете, с чем это может быть связано?
О. А.: Да, это так – детей с ОВЗ, в том числе, с нарушениями речи становится все больше. К примеру, в нашем ДОУ, около 80 % детей имеют различные нарушения речи (как правило, сложные нарушения). Мои собственные умозаключения могут показаться кощунственными, но мне кажется, что они недалеки от истины. Раньше в России новорожденных так не выхаживали, выживали самые сильные и здоровые. Да и беременность так не сохраняли. А сейчас при не очень благоприятном течении беременности за 9 месяцев будущая мама столько различных препаратов принимает, и столько обследуется, что неизвестно, кто там может родиться! Ну и, конечно, не стоит забывать про наше питание, экологию, стрессы.
А может ли своего рода «неправильное воспитание» негативно сказаться на формировании речи? Я не имею ввиду совсем крайние случаи, когда родители ведут асоциальный образ жизни и не занимаются ребенком. А самые обычные обстоятельства, которые имеют место быть в любой семье.
О. А.: Немного детей рождаются со 100-процентным здоровьем. И, особенно таким малышам, на первом году жизни нужно уделять огромное внимание (массажи, наблюдения специалистов, медикаментозное лечение и т.п.), чтобы не проявились вторичные отклонения (нарушения речи, осанки, нарушения поведения и т.п.) Многие молодые мамы не знают этого, кто-то не осознает всю серьезность, кому-то некогда. Да и здоровые дети нуждаются в большом внимании окружающих их взрослых (чтение детских книг, беседы, общение, игры, совместная деятельность и другое), чтобы их речь была не только чистой, но и развитой (это умение рассказывать, и богатство словарного запаса, и, главное, желание и интерес это делать). Если родители «быстроговорящие» или в семье неблагоприятная эмоциональная атмосфера, у ребенка может появиться логоневроз — проще, говоря, заикание.
Когда родителям стоит начинать беспокоится по поводу речи?
О. А.: В возрасте от двух до трех лет закладывается фундамент речевого развития. Если вовремя не обратить внимание на отставание, то проблема будет только усугубляться и к пяти годам достигнет такой степени запущенности, что преодолеть ее до школы просто не хватит времени.
По каким признакам родители могут определить, что у ребенка те или иные проблемы с речью и требуется помощь специалиста? А когда не стоит беспокоится?
О. А.: Если вашему малышу исполнилось два с половиной года, а он до сих пор не овладел фразовой речью, не тяните, идите на прием к логопеду! Необязательно, чтоб малыш говорил в этом возрасте развернутыми фразами с чистым звукопроизношением. Достаточно, чтобы он пользовался не однословными высказываниями, а, выражая свои мысли, умел соединять хотя бы по два-три слова.
Более подробную информацию на тему «К логопеду нужно обратиться, если…» можно найти на сайте нашего ДОУ в разделе консультативный пункт. Адрес сайта МДОАУ «ЦРР – ДС №4».
В каком возрасте нужно начать заниматься с логопедом?
О. А.: Начинать заниматься с логопедом можно в любом возрасте. Все зависит от индивидуальных особенностей ребенка или взрослого.
Оксана Александровна, скажите, а есть в ли в речевом развитии ребенка такой момент, который можно упустить? До какого возраста речевые нарушения исправляются достаточно легко?
О. А.: Дело не в том, легко или тяжело исправляются речевые нарушения. Все зависит от степени и вида речевого нарушения. Небольшие нарушения звукопроизношения (например, если не произносится какая-то одна категория звуков), легко исправить даже у взрослого человека. А если это сложное нарушение звукопроизношения (логопат не произносит правильно все звуки речи, или большинство из них), то оно может повлечь за собой общее отставание в речи или даже задержку речевого развития. Желательно, чтобы в подготовительной группе детского сада ребенок чисто произносил все звуки речи. В противном случае, у дошкольника не закрепится правильная речь и в школе может проявиться дисграфия (расстройство письма) и дислексия (нарушение чтения).
Сколько занятий может потребоваться для того, чтобы добиться хорошего результата? Этот вопрос возник, во-первых, потому, что чаще всего у родителей весьма смутное представление о работе логопеда – дефектолога. А во-вторых, существует весьма тонкая грань между потребностями ребенка и потребностями специалиста, который получает денежное вознаграждение за свою работу.
О. А.: Может потребоваться от 1 занятия до одного года и даже больше. В зависимости от степени нарушения и структуры дефекта. Чтобы родители не сомневались в необходимости именно такого количества занятий, которое определил специалист, они должны быть активными участниками коррекционного процесса (выполнять все задания логопеда, желательно присутствовать, хотя бы периодически, на логопедических занятиях, чтобы видеть образец выполнения упражнения, интересоваться успехами ребенка).
Проблемы с речью может решить только учитель-дефектолог (или логопед), или родители могут решить проблему занимаясь со своим ребенком самостоятельно?
О. А.: Специалисту одному трудно решить проблему с речью. Особенно, если это сложный дефект. Чтобы ускорить процесс коррекции речи, необходимо повторять упражнения каждый день. Как я уже сказала, родители в первую очередь должны быть заинтересованы в результате.
К тому же, если нет возможности заниматься с логопедом, можно с помощью интерактивных средств попробовать исправить дефект речи и закрепить правильное произношение. Конечно, если это легкие нарушения. Но даже в этом случае, хотя бы одна консультация дефектолога или логопеда необходима.
Для коррекции различных дефектов речи нужно ли привлекать других специалистов, кроме учителя-дефектолога? Насколько это может быть полезно?
О. А.: Необходимо учитывать принцип комплексного подхода в коррекции речи. Если у ребенка нарушение речи, то на это есть какая-то причина. Выявив причину, можно определить, помощь какого специалиста требуется. Например, если нарушение речи вызвано минимальной церебральной дисфункцией (МЦД), то без наблюдения и консультаций невропатолога не обойтись. В этом же случае необходим массаж (шейно-воротниковой зоны или логопедический или др.).
Какую роль играют родители в формировании правильного произношения у ребенка? Нередко складываются такие ситуации, что родители записали ребенка к логопеду и считают, что вся работа сделана.
О. А.: Это, конечно, неправильная позиция родителей. Только совместными усилиями родителей, дефектолога и других специалистов можно помочь ребенку-логопату обрести правильную четкую речь.
Стоит ли родителям все время поправлять ребенка, если он говорит дома неправильно?
Нет, не стоит. Лучше закреплять правильное произношение в играх и упражнениях.
Оксана Александровна, расскажите пожалуйста, чем еще занимается учитель-дефектолог , кроме проблем, которые у всех на слуху (задержка речевого развития, общее недоразвитие речи, постановка и автоматизация звуков, заикание)?
О. А.: Дефектолог – специалист, работающий с детьми, имеющими отклонения в развитии.
Отклонения в развитии могут быть самые разные – это и нарушения зрения, слуха, интеллекта. Дефектолог, работающий с детьми, у которых нарушения зрения – это тифлопедагог; дефектолог, работающий с детьми, у которых нарушен слух – это сурдопедагог; дефектолог, работающий с детьми, у которых нарушен интеллект – это олигофренопедагог.
Я не понаслышке знаю, что еще в младенчестве родителям могут сказать, что у их ребенка короткая уздечка языка, и рекомендовать ее подрезать, дабы в дальнейшем избежать проблем с речью. Всегда ли оправдано хирургическое вмешательство? Может ли ребенок чисто говорить с короткой уздечкой?
О. А.: Не всегда обязательно подрезать уздечку. Все индивидуально. Есть упражнения для растягивания уздечки. Если упражнения не помогли, и звуки Ш, Ж или Р никак не получаются, в этом случае необходимо проконсультировать с медицинскими специалистами по поводу подрезания подъязычной уздечки.
Оксана Александровна, спасибо за интересный разговор.
UPD декабрь 2022 г.: много лет назад, в далеком 2013 году было взято это интервью. Я тогда и представить не могла, что когда-то я буду сама заниматься с детьми с речевыми нарушениями. Чем я могу помочь детям с ЗРР, ЗПРР, ТНР, ОНР, а так же неговорящим детям читайте в материале Запуск речи у детей в г.Ногинск, в г. Электросталь
Благодарю! Интересно, все по делу, доступно.
Рада, что материал оказался для вас полезен.