Пожалуй, открою небольшой секрет: все дети дерутся! Даже дети самого нежного возраста устраивают свои мини-потасовки в песочнице, не говоря уже о более старших детках. И, могу сказать, что тема эта довольно актуальна. Нередко детские драки превращаются в большую (читать с ударением на букву О) проблему для взрослых, нежели для детей.
Но, давайте, обо всем по порядку. И, в первую очередь, о том, что причины «стукнуть» у ребенка одного года и ребенка четырех лет будут разными. Ребенок первого года жизни дерётся в основном из-за того, что на него «сваливается» большое количество запретов, которые связанны с тем, что он начал ходить.
У детей двух-трех лет совсем иная причина для драки: они еще не достаточно хорошо говорят и не могут отстоять свои права или развернуто выразить словами то, что хотят. Добавьте к этому еще то, что у ребенка этого возраста не развит самоконтроль, и навыки коммуникации находятся в процессе формирования.
Ну и, считается, что для детей 4-7 лет в меньшей степени свойственно драться, и что в конфликтной ситуации дети этого возраста чаще проявляют вербальную агрессию.
Это все, что касается возрастных особенностей. Но есть и другие причины для драки. И на этих причинах мне хотелось бы заострить внимание, потому что, в этом вопросе очень большое значение имеет семья!
Начну с того, что в тех семьях, где родители «вседозволяющие», ребенок склонен к агрессии. Причем, такое слово как «вседозволенность» можно понимать весьма по-разному. Один родитель будет видеть в нем то, что он растит свободную личность, для другого же это слово будет означать то, что большинство под ним понимают — «ребенку многое позволяется». Чаще всего это родители с демократичным стилем воспитания, которые выбрав данный метод, забывают, что в любом воспитательном методе должны четко проводится границы дозволенного, приемлемого и неприемлемого.
Теперь давайте разберемся с чем это связано. Бытует и не без оснований мнение, что агрессия влечет за собой агрессию. А тут демократический стиль воспитания? Откуда взяться агрессии? А агрессия появляется как раз из-за того, что ребенок не справляется с той ответственностью, которая на него была возложена родителями с демократичным стилем воспитания. Ведь относительная свобода предполагает, что ребенок еще и несет ответственность за свои действия. И чтобы ощутить какие -либо границы… попросту начинает драться. Как это ни парадоксально, чтобы почувствовать себя в безопасности. Бывает, что ситуация может дойти и до такого оборота, когда ребёнок начинает крушить все вокруг, может ударить родителей, воспитателя, не говоря уже про других детей. Такой ребенок бурно выражает свои эмоции, бьет и кидает все, что попадает под его горячую руку. И если родители вовремя не принимают меры, то такое поведение закрепляется.
Вторая причина, почему ребенок может драться характерна для ситуаций, когда родителями был сделан упор на интеллектуальное развитие. В то же время, его социальные навыки не развиваются. Такой ребенок попросту не умеет договариваться, а дерётся… В любой сложной или конфликтной для него ситуации, ребенок будет не способен контролировать свои эмоции, а будет крушить все вокруг. Такой ребенок не умеет играть со сверстниками, т.к. не может договорится о правилах игры. И как правило, с такими детьми никто не играет.
Двинемся дальше, т.к. отсутствие границ, правил поведения и неразвитые социальные навыки – далеко не единственный ответ на вопрос : «Почему ребенок дерётся?». Теперь я обращусь к такому психологическому термину, как негативное самопредъявление. Переводя его на простой язык: ребенок привлекает внимание плохим поведением, то есть таким поведением, которое более правильно называть социально осуждаемое. Давайте представим, что у нас есть ребенок 4 – 7 лет, который плохо организовывает игры, а то и вовсе не умеет их организовывать, а участвовать и подавно. Ему, безусловно, хочется играть с другими детьми, но вот другие дети его в игру не берут, потому что им либо не интересно, либо они научены горьким опытом. И тогда ребенок начинает делать что-то назло: либо может подбежать и отобрать игрушку, либо разрушить то сооружение, над которым дети корпели с пол часа… и тут начинается — остальные дети начинают бегать за ним, завязывается мини-потасовка, а еще и взрослые «поругают». А если учесть еще тот факт, что ругают всегда более эмоционально, чем хвалят, то результат достигнут – внимание привлечено. И в итоге ребенок восполняет недостающее внимание. Стоит заметить, что такое поведение свойственно для ребенка в 2-3 года. И еще одна причина – появление младшего братика или сестры.
Ну и на последок, рассмотрим случай, когда «родители сами виноваты». Как показывает практика, и это то, о чем я упомянула в самом начале, склонны к агрессии те дети, в воспитании коих используется физическое наказание. И давайте сразу оговорюсь. Имею ввиду, физическое наказание – не как разовый инцидент, а именно как система воспитания. Тут казалось бы все понятно, но тем не менее стоит рассмотреть подробнее. Если ребенка физически наказывают, то собственно закладывается такая модель поведения «кто сильнее, тот и прав». И второй момент: если рассердишься, то можно ударить другого, потому что родители практически всегда физически наказывают детей будучи в рассерженном состоянии. И такая модель поведения будет закрепляться в ребенке до тех пор, пока родитель не пересмотрит свою систему воспитания и не научится владеть собой.
Еще раз хотелось бы сказать о возрасте 2-3 лет. В этот период, в большинстве случаев, дети начинают драться, и именно в этот период агрессия должна «купироваться». И то, что дети более старшего возраста, продолжают драться, это является следствием, как правило, внутрисемейных проблем. И задача родителей состоит не в том, чтобы отучать или поощрять ребенка драться, а правильно направлять и содействовать развитию в соответствии с потребностями и талантами ребенка.