Скажу сразу — во всех этих педагогических тонкостях я абсолютно не соображаю, в отличие от любимой супруги.
Тем не менее, так получилось, что на некоторые вещи в нашей жизни я имею свой взгляд. Хорошо это или плохо — вопрос философский, и заслуживающий, как минимум, место в двадцать девятом томике собрания сочинений Ленина.. Продолжая же то, с чего начинался сей манускрипт, можно сделать вполне логический вывод, что никаких методических советов и рекомендаций я давать не буду. Но, в тоже время, буду иногда делиться своими взглядами на какие-то моменты, связанные с детьми и их воспитанием, да и просто впечатлениями.
Взгляд №1. Музыка.
Я сам очень люблю музыку. Музыка постоянно звучит в моей голове. Я постоянно ищу что-то новое, что можно послушать. Все звуки, которые слышу, автоматически выстраиваются в моей голове в ритм (или не выстраиваются — зависит от звуков). Некоторые из моих знакомых даже считают, что у меня есть слух и голос. Хотя, есть и такие, кто думает совершенно противоположное. Возможно, сложись линии на подушечке указательного пальца моей левой руки иначе, я бы был музыкантом. Но, имеем то, что имеем — я не музыкант. Но ценитель.
Не хочу сказать, что я высокопилотажный ценитель музыкальных произведений (такие товарищи кроме классики ничего за музыку не признают). Но, как мне кажется, тридцать (без малого) лет моей жизни воспитали во мне неплохой музыкальный вкус.
И, само собой разумеется, я, как любой родитель, видя в детях свое продолжение стараюсь привить им хоть какое-то минимальное (на большее, к сожалению, моих знаний не хватит) музыкальное воспитание. Нельзя сказать, что делаю я это настойчиво и методично. Но, к плохой (с моей точки зрения) музыке я их не подпускаю. В моей фонотеке попросту таковой нет.
Поэтому, у нас дома (либо в авто) периодически звучат Bob Dylan или Аквариум, Григ или ДДТ, Метнер или Glenn Miller, и много-много всякой другой музыки — чтобы дети слушали и привыкали не к «танцам под сиреневым кустом», которые через лет пять уже будут забыты, а к проверенной временем и миллионами ушей гармонии.
И я серьезно считаю, что музыка — это важная часть воспитания личности человека. Воспитания свободной личности. Именно свободной, в истинном понимании этого слова, а не то, что нам пытаются подсунуть в виде обыкновенной разнузданности.
Понятное дело, что по мере взросления, у моих детей появятся собственные интересы. И музыкальные, в том числе. Но, то что они слушают сейчас — останется навсегда. И вот так, незаметно для себя, я подошел к важному моменту, который хотел отметить — музыка должна ассоциироваться у ребенка с чем-то хорошим. И это действительно важно! Только представьте себе, лет через *дцать, когда непонятно что вообще слушать будут, когда уже не ребенок, но еще и не взрослый человек будет труднодоступным для нас, родителей. Когда им уже нельзя будет управлять, но крайне нужно будет направлять его, легонько, незаметно в нужную сторону… Тогда он где-то (совершенно случайно или не совсем) услышит знакомый мотив… ну, к примеру, «Yesterday». И вспомнится ему светлый момент из жизни, когда вместе слушали из новенького папиного плеера эту песню перед сном. А потом захочется узнать о «битлах» побольше… Там незаметно и «роллинги» окажутся в музыкальной орбите, и Дилан и много тех, кто создал мировой золотой фонд музыки. И, вполне возможно, в этих бунтарях юное сердце найдет что-то родное. А вместе с тем, начнет понимать, что не так уж оно и далеко от сердец своих родителей…
Есть и другой момент. В музыке очень много отсылок к литературе. И чтобы понять тот или иной стих любимого музыканта (а может даже просто название композиции) нужно почитать то, на что ссылается этот музыкант. Знаю многих людей, кто после услышанного в песнях, начинал запоем перечитывать всю литературу, связанную с предметом услышанного. Сам я, когда-то, за пару дней прочитал повесть Ремарка, узнав что от нее берет название одна из лучших российских рок-групп конца 80-х — начала 90-х годов прошлого века. Так же, я и мои друзья начинали изучать учебники по философии после прослушивания концертов «Гражданской обороны», ибо думали тогда, что это единственный инструмент к пониманию текстов Летова. И были, в принципе, не далеки от истины, хотя, как я понял позже, кроме этих учебников читать нужно было гораздо больше.
И это все и есть второй важный момент — музыка и литература очень крепко связаны. Если не сказать больше — это две части чего-то одного великого и прекрасного. И если даже ребенок не любит читать, то к хорошей музыке его приучить хоть как-то можно. А уж литература там подтянется.
О музыке я могу рассуждать много. И, думаю, я напишу на эту тему еще не одну статью. Но костяк своего взгляда на роль музыки в воспитании детей я изложил здесь. Думаю, у многих найдутся и возражения. И я только буду приветствовать конструктивные дискуссии, так как в них и рождаются те бесценные изумрудики опыта и знаний — золотая середина, царский путь.
Желаю удачи в общении с детками!
И… больше музыки!
Изображение — © Rachwalski /Dreamstime.com / Dreamstock.ru
Вполне согласна.Вот взять,например,мою племянницу,Полинку:читать для неё сущее наказание,а музыку слушает с удовольствием.И конечно же ту,что и я.