или записки мамы о том, что лучше предотвращать их появление. Записочка 1.
Разбираясь в теме плохих привычек у детей, я с ужасом обнаружила (не то, чтобы я не знала об этом раньше, просто вот как-то вдруг осознала), что уже давно «борюсь» с одной плохой привычкой моей старшей дочери Машеньки… И это привычка – разбрасывать одежду. Конечно, не в том смысле, что она открывает шкаф или камод со своими вещами, вытаскивает все оттуда и начинает разбрасывать по дому (что само по себе не является плохой привычкой, если ребенок маленький)…
Кстати, дочери идет шестой год, и для вышеописанного она уже большая. А в том смысле, что после того, как она откуда-то придет, она снимает с себя вещи и бросает их где придется. Думаю, не у одного моего ребенка есть такая привычка…
Почему же все таки «с ужасом обнаружила»? Да потому, что «борюсь» я с этим, как обычный среднестатистический родитель, а именно, теми методами, которые никогда не будут работать, и которые портят отношение с ребенком.
А что у обычного среднестатистического родителя в арсенале? Ответ прост: нравоучения, высказывания недовольства или бесконечные упреки в адрес ребенка, шантаж, угрозы.
— Маша, ну сколько раз я тебе говорила, чтоб ты не разбрасывала свою одежду? (высказывание недовольства, упрек).
— Дочь, ну некрасиво это разбрасывать одежду, ты же девочка! (нравоучение)
— Если ты сейчас не уберешь свою одежду, я ее выкину! (угроза).
— Надо сказать деду Морозу, чтобы он не дарил тебе подарок на Новый год, потому что ты одежду за собой не убираешь (шантаж, угроза). На что ребенок отвечает: мама, не рассказывай, я буду убирать одежду! А потом все повторяется снова…
И круг замыкается, после определенного периода времени родителя начинает «подкидывать» от неубранной одежды (варианты: разбросанных игрушек, незаправленной постели и т.п.) и на этой почве с ребенком возникает постоянный конфликт, родитель пытается заставить ребенка делать то, что по его мнению правильно. И никак не может «добиться»… Вы узнаете себя? Если да, то пришла пора отправится в самое начало, к моменту формирования привычки, чтобы узнать, как произошло так, что была приобретена привычка раскидывать одежду, а затем и выработать стратегию как избавить от нее ребенка, а заодно и себя. И еще выяснить, как же все таки предотвращать плохие привычки у детей , т.е. «гасить» их в зародыше.
Как и когда возникает привычка?
А привычка возникает как раз тогда, когда возникает определенный навык. Например, маленькая девочка Маша научилась снимать с себя одежду. И собственно, что делать с одеждой дальше маленькую девочку Машу никто не научил… может я считала, что она еще маленькая? Обычно у маленьких детей очень плохо получается аккуратно складывать и вешать свои вещи, и до определенного времени мы-взрослые, делаем это за наших детей, потому что нам некогда делать это вместе с ребенком… долго, нудно, и все равно потом придется переделывать. А между прочим мы совершаем большую ошибку. И действительно, пройдет много времени, прежде чем у ребенка возникнет хорошая привычка, прежде чем он научится убирать складывать и прочее, и терпение взрослого не резиновое. Но вся беда в том, чтобы «перевоспитать» привычку разбрасывать одежды уйдет гораздо больше времени… Ведь у ребенка теперь сложилась определенная линия поведения.
Теперь посмотрим на окружение? Мама и папа девочки Маши так делают? Пожалуй да. Не всегда, стремятся к идеалу, но все же бывает. И какой отсюда мы с вами, дорогие мамы и папы должны сделать вывод? Чтобы воспитать определённую привычку (линию поведения) в ребенке, мы сначала должны воспитать ее в себе! А вот это уже посложнее будет.
И вот теперь мы знаем, что когда в жизни ребенка происходит определенный этап, и он учится чему-то новому – не важно, что это: закрывать дверь, заранее готовиться к контрольной, экзаменам или собирать свой портфель в школу с вечера, важно не упустить этот момент и сформировать хорошую привычку, предупредив тем самым появление плохой.
Родительская стратегия.
1. Перестать вести себя как среднестатистический родитель. То есть перестать ребенка «пилить», читать нравоучения, применять угрозы и шантаж. Потому что мало того, что это не дает никакого результата, это приводит к постоянному конфликту, портить отношения с ребенком.
Просто принять то, что в том, что Машенька раскидывает одежду – не только ее вина. И сдерживать свои эмоции, если что-то на первых порах не будет получаться.
2. Как я уже писала в записи «как избавить ребенка от вредной привычки?»: взять ребенка к себе в союзники. То есть подумать как и что мы можем сделать вместе, чтобы избавится от этой не совсем хорошей привычки. Вот этот момент важен, чтобы договорится с ребенком заранее о том, что будем вместе делать то и то.
3. Помогать Машеньке на первых порах, а потом отпустить ее в «свободное плавание».
4. Сделать процесс формирование привычки приятным. Чем больше положительных эмоций будет связано с этим процессом, тем больше Машенька будет стремится вешать одежду. На практике выглядит это примерно так: хвалить, обращать внимание на то, что одежда была повешена и теперь Машенька пойдет красивая, не в мятой одежде. Выражать свои эмоции: как мне приятно, что мы теперь не ругаемся из-за одежды и что Маша все повесила.
5. Придумать дополнительную стимуляцию. Например, придумать небольших помощничков, пусть это будут цветочки, которые будут нарисованы на листе бумаги, и которые будут не раскрашены, и разрешать их раскрашивать (по одному лепесточку) только в том случае, если одежда была повешена. В принципе, здесь поле для фантазии.
Наверное, где-то через месяц появится записочка 2 о том, каких результатов мы достигли.
Привычку порой неосознанно родители у ребенка создают. А потом поправлять ее нужно уже вместе 🙂 Это школа и для родителя — исправить свои недостатки. Терпеливо, без агрессии.