Эта статья в равной степени как для родителей, так и для воспитателей. Но больший интерес она представляет, пожалуй, для последних. И пишется она, в основном, для того, чтобы познакомить моих читателей с таким понятием как психогимнастика. Даже если вы никогда раньше не слышали о ней, то, думаю, если вы дочитаете до конца, материал вам пригодится. Т.к. речь пойдет о психогимнастике, которая может решить много детских проблем, связанных с агрессией, тревожностью, страхами. Психогимнастика позволяет корректировать детское поведение, выровнять эмоциональное состояние, снять напряжение и, думаю, будет уместным, если далее я не буду перечислять всех прелестей, а ограничусь фразой «и т.д.»
На самом деле, не хотелось бы начинать статью с избитых фраз, но… Мы с вами живем в век информационных технологий. Ритм жизни колоссальный. Потоки информации огромны. Они обрушиваются на нас с вами независимо от того, хотим ли мы этого или нет. В машине, в автобусе, дома, на улице, в детском саду, на работе, везде… С одной стороны, может быть это и неплохо. Детки все быстро схватывают, повышается уровень развития. С детства ребенок может разбираться в чем то даже лучше, чем например его бабушка.
Однако, у педиатров и невропатологов, а заодно и психологов, прибавилось работы. Кто-то бьет тревогу. Кто-то просто обращает внимание в каком-то узко специализированном кругу на то, что деток с проблемами стало больше. А какие это проблемы? Все та же распространённая гиперактивность, повышенная тревожность, детские стрессы, страхи, агрессия. И на эти проблемы все больше внимания стали обращать педагоги дошкольных учреждений. Потому что с детьми стало работать труднее. Кто-то быстро утомляется, кто-то непоседлив, кто-то блещет вспышками агрессии, кто-то замкнут, у кого то есть нарушения характера, или нервно-психические расстройства. И, получается, что педагог должен быть больше психологом, чтобы решить все эти детские проблемы. И заметьте, речь не идет о коррекционных или логопедических группах. Но о самых обычных группах, с самыми обычными детьми.
Но вернемся к психогимнастике. Что она из себя представляет и чем может помочь? Как вы успели, наверное, догадаться, психогимнастика к гимнастике никакого отношения не имеет. Если обратиться к книге Чистяковой, то:
Психогимнастика — это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).
Слишком сложно? Да, мне тоже не удалось из этого определения сразу понять, что под ним скрывается. Если говорить более простым языком, то, думаю, не будет ошибочным, если определить психогимнастику как курс специальных игр, которые можно назвать и упражнениями и этюдами, которые, в свою очередь, направлены на то, чтобы решить проблемы психики ребенка или группы детей. Для наглядности приведу пример. Допустим, в обычной группе детей есть мальчик, Данил. И у него есть привычка прятаться, и пугать других детей. Возможно, подобным образом он ведет себя дома. Что в этом случае делают воспитатели и родители? Сначала объясняют, что так делать нельзя, потом раздражаются (да сколько можно уже говорить!) и ругают. Затем, может, и наказывают. Но все это оказывается неэффективным. Все дело в том, что Данил, пугая других детей, таким образом компенсирует свой страх перед сказочным героем. И в этом случае на помощь педагогу и родителям может прийти психогимнастика, которая за несколько игр (игровых зянятий, этюдов) снимает этот страх.
Бывают случаи, когда в группе есть ребенок, к которому у других детей наблюдается стойкая неприязнь. Сам же ребенок оказывается конфликтным и агрессивным. Можно сделать вывод — не удивительно, что остальные дети не хотят с ним играть. Но не все так просто. Психогимнастика поможет решить проблему агрессии ребенка, в первом случае, а во втором специальные игры будут направлены на принятие ребенка группой других детей. Потому что разговоры и объяснения типа: драться нельзя, другому больно, в группе мы все друзья и не обижаем друга – низкоэффективны. Так же низкую эффективность имеют и наказания. И проблема никуда не уходит, а всплывает в том или ином варианте через некоторое время.
В любом случае, педагогам и родителям приходится решать подобные проблемы. И от того, насколько эффективно они решаются зависит гармоничное развитие ребенка. Психогимнастика может стать способом их решения. Причем, способом грамотным и эффективным. Надеюсь, родители возьмут этот способ себе на заметку, а педагоги уже в ближайшее время начнут применять его в своей практике.
Я несколько лет назад очень заинтересовалась этой темой. После того, как увидела в книжном магазине тогда еще новую книгу Чистяковой «Психогимнастика». Даже разработала серию занятий и показала два открытых занятия. Одно из них сегодня разместила у себя в блоге. После модерации всем желающим можно с ним ознакомиться.
Обязательно к Вам загляну.