Это занятие подготовлено в рамках «Проекта оригами». На этом занятии мы продолжим знакомство со свойствами бумаги экспериментальным путем.
На этом занятии:
- Познакомим ребенка с бумагой разного качества, разного назначения.
- Проведем серию опытов с разными видами бумаги и выясним свойства каждой из них.
- Постараемся обогатить сенсорные ощущения ребенка.
- Будем расширять коммуникативные способности.
- Будем учить ребенка ориентироваться в пространстве.
Что необходимо для занятия: небольшая коробка, разные виды бумаги: писчая, салфетка, чертежная, картон и т.д. Понадобится шесть листов (для удобства можно сделать небольшие квадраты 10х10 см. Для каждого опыта понадобятся все виды бумаги); небольшая емкость с водой. Фото или рисунок коробочки в альбоме с инструкцией как ее найти.
Ход занятия. Часть1. Введение в игровую ситуацию.
Предложите ребенку сходить в гости к бумажному человечку, проведать его: «Загляни в альбом», а там… фотография или нарисованная коробочка. Спросите ребенка, чтобы это могло означать? Пусть он выскажет свои предположения. Подведите ребенка к тому, что может быть, человечек спрятал коробочку и хочет чтобы мы ее нашли. Обращаете внимание ребенка на инструкцию.
(Вам нужно будет заранее продумать, где будет спрятана коробочка, и написать инструкцию, как ее найти).
Далее, вместе с ребенком, следуя инструкции или карте, ищете коробочку.
Часть 2. После того, как коробочка была найдена, вы, вместе с ребенком, рассматриваете разные виды бумаги. Обращаете внимание, что один лист бумаги прочный, а другой… То есть, вам нужно создать ситуацию, при которой ребенок сам бы описал свои ощущения: это бумага мягкая, легко мнется, сгибается и т.д. На ощупь она гладкая, мягкая и т.д.
Далее, взрослый спрашивает у ребенка, как он думает, что общего у этих видов бумаги? Чем они отличаются? Пусть ребенок выскажет свои предположения. После этого предложите поэкспериментировать с бумагой.
Опыт1. Предложите ребенку сложить разные виды бумаги: салфеточная складывается легче. Ее можно сложить большее количество раз, чем другие виды бумаги; чертежная сгибается с трудом.
Опыт 2. Предложите ребенку помять разные виды бумаги. Какую смять легче? Сравните результаты.
Опыт 3. Ребенок опускает кусочки бумаги в емкость с водой. Какая намокает быстрее?
Опыт 4. Предложите ребенку порвать разные виды бумаги. В каком случае нужно приложить больше усилий?
Опыт 5. Предложите ребенку разрезать разную бумагу ножницами. Какую бумагу резать легче?
Опыт 6. Можно продолжить опыт №2 — подуть на разные виды комочков, и выяснить какой комочек легче.
После опытов на подготовленную в альбоме страницу можно приклеить разные виды бумаги. Оформить на ваше усмотрение.
Если ребёнок не устал, то можно провести дидактическую игру «Бывает – не бывает».
Взрослый называет предмет с прилагательным «бумажный», а ребенок должен ответить «бывает» или не «бывает», в зависимости от того, изготавливают ли этот предмет из бумаги: бумажная книга, бумажный кораблик, бумажный шкаф, бумажная газета, бумажная обувь, бумажное пальто.
Часть 3. Рефлексия.
Подведите с ребенком итог. Ведь не зря бумажный человечек прислал коробочку. Что там было? Бумага бывает разная по назначению, свойствам. Но, все равно, бумага — материал не прочный: легко мнется, рвется, намокает.