Раннее развитие или зачем мы делаем наших детей ущербными?

Поколение молодых родителей заразилось опасным вирусом. Разумеется, речь не идет о каком-нибудь свином гриппе или другой заразе. Но данный вирус, хоть называемый вирусом весьма условно, уродует нынешнее поколение детей… Имя ему «благие намерения».

В общем-то никто и не говорит, что не нужно хотеть для ребенка самого лучшего.  Но лучшее, как известно, враг хорошего. Да и что можно назвать лучшим? Наверное, у каждого есть свои определенные представления в таких вопросах… Но почему-то родители вдруг однозначно решили, что в наше время будет далеко не лишним иметь в наличии ребенка всячески развитого, и желательно с самых ранних лет: читать с пеленок, говорить по-английски обязательно в дошкольном возрасте… Если ребенок в возрасте 4-х лет не посещает никакой развивающий центр в дополнение к детскому саду, то у него, наверное, мама педагог… А если родители как-то не очень озадачены его развитием, придерживаясь мнения «дайте ребенку поиграть», то они вообще с нашей планеты?

А теперь давайте серьезно. Возможно, мне все это кажется (давайте сделаем скидку на субъективность), но что-то не так с понимаем словосочетания «раннее развитие». Ребенок в наши дни должен не столько играть, нежели заниматься чем-то более полезным, что напрямую отражалось бы на его умственных способностях. Игра воспринимается в лучшем случае как развлечение, в худшем – как бесполезное времяпрепровождение. Такое отношение прослеживается не только к игре, но к любым детским занятиям, которые очевидным образом не влияют на его интеллектуальное развитие и кругозор. И многочисленными взрослыми стали придумываться методики и специальные игры, которые бы развивали. Чтобы совместить, как говорится, приятное с полезным.

Чем не угодило рисование или лепка из пластилина?

Все задумываюсь… Раньше эти виды деятельности были более популярны. Именно с ними связывали ранее развитие. Дети лепили и рисовали. Просто так. Даже в программе дошкольного учреждения было отведено больше занятий на то, чтобы дети занимались лепкой и рисованием. Если говорить про занятия этими видами деятельности в домашних условиях, то здесь я вижу взрослых, которые разбились в большинстве своем на два лагеря. Одни вообще не покупают детям ни пластилин, ни краски… Зачем? Он ведь все измажет! И ребёнок, в лучшем случае, видит эти материалы для творчества на коротеньком занятии в детском саду. Другие (что не может меня не радовать), понимают, что эти материалы важны для раннего и всестороннего развития ребенка. Но обратите внимание на ключевые слова: ранее и всестороннее развитие ребенка. Как ни печально, из обыденного времяпрепровождения ребенка делается занятие, родитель ставит себе определенные цели, чему он хочет научить ребенка. Например, сегодня мы будем учиться рисовать то-то… или лепить вот это… В голове родителя присутствует установка, что ребенок, используя эти материалы должен научиться чему-то. Такое времяпрепровождение его должно развивать. Идет некая зацикленность на развитии. Развитие, развитие, и еще раз развитие!

Наряду с тем, что за рисованием и лепкой все же признается развивающая функция, по большей части понимается, что это все-таки художественно- эстетическое развитие. Но очень немногие знают (даже для многих педагогов это остается тайной):

  • если ребенок будет все время воспроизводить что-то по образцу, то здесь не только развитием не пахнет, но и о творчестве можно говорить с натяжкой.
  • Мышление и рисование очень даже между собой связаны. Так что тем родителям, которые считают рисование бесполезным времяпрепровождением, стоит задуматься.

Однако, можно признать, что такие виды деятельности ребенка как рисование и лепка, носят скорее несвободный, несамостоятельный характер. Скорее, они используются для формирования навыков и знаний, которые будут для ребенка полезны.

Как же игра?

Считается, что она в меньшей мере обязательна, чем посещение развивающего центра, или полезного занятия с мамой. Нередко дети сами просят мам позаниматься с ними, и многие мамы скажут, что детям нравится. Что я могу на это возразить? Лишь то, что подобного рода занятия — это практически единственный способ заполучить маму, ее внимание. А быть с мамой — естественная потребность ребенка, как она может ему не нравиться? А вот побегать с мамой и пошуметь без всякой цели, просто поиграть, когда игра была бы самоцелью, игрою ради самой игры – такой вариант можно назвать вымирающим. И это не голословные заявления. Результаты исследования, которое проводила Елена Олеговна Смирнова (доктор психологических наук, руководитель Центра игры и игрушки МГППУ) неутешительны: низкий уровень игры, когда игра сама по себе сводится к однообразным действиям с игрушками, наблюдается у 60% детей в возрасте от 3 до 6 лет.

Что полезного в игре?

В такое удручающее положение игра попала потому, что многие взрослые не знают одну, возможно очень простую тайну. Если у ребенка нет времени на так называемую свободную игру, игру ради самой игры, то это приводит к печальным последствиям. Свободная игра – это самая настоящая школа развития для ребенка, в которой развивается его личность. И ограничивая ее, родитель (или педагог) невольно лишает ребенка полноценного развития.

Не верите? Читайте дальше.

В конце 70-х гг. в Великобритании Дороти Эйнон провела эксперимент. Подопытные – лабораторные крысы. Молодые особи, которым было 25 – 45 дней от роду. Крыс разделили на две группы. Крыски первой группы были изолированы друг от друга. Их лишили возможности играть, предлагая разнообразные задания. Крысами этой группы осуществлялась разнообразная деятельность, но не игра.  С крысами второй группы ничего подобного не делали, они счастливо прибывали вместе, и имели возможность играть. Результаты эксперимента говорят сами за себя. Мозг изолированных животных, которые выполняли разнообразные задания, должным образом не формировался, лобные доли животных оставались незрелыми. Мозг крыс той группы, которая играла, развивался как положено. Подводя итоги эксперимента, Дороти Эйнон сказала: «… Разные виды животных играют по-разному. При этом, очевидно, что игра служит самым разным целям, связанным с развитием».

Свободная игра для ребенка это:

  • Возможность развить свою любознательность, научиться быть инициативным.

К сожалению, работая в детском дошкольном учреждении, я встречаю очень много детей, которые говорят: «Я не умею», «Я не смогу», «Я не буду». Они дают такие, казалось бы совсем обычные ответы в обычных ситуациях, но я понимаю, что это ситуации выученной беспомощности. Ребенок уверен, что не справится даже с элементарным. Более того, он даже пробовать не хочет, точно зная, что у него не получится. Потому что мама так сказала, потому что действительно когда-то не получилось, потому что в итоге за него все сделали в который раз. Ему стараться даже не нужно. В его жизни вообще нет деятельности, которую бы он сам инициировал. И здесь я лучше Елены Пиотровской не скажу: «Инициативность, умение принимать решения, наконец, ощущение, что ты сам контролируешь свою жизнь, сам отвечаешь за неё, сам строишь её — берут начало именно в этой, инициируемой ребенком активности».

  • Эта же, казалось бы, бесполезная свободная игра помогает детям развивать навыки социального общения.

Невозможно приобрести навыки социальной компетентности, слушая наставления взрослого о том, как стоит общаться. Детям нравится играть, это их любимое занятие. И ради продолжения игры, ребенок готов пожертвовать какими-то своими желаниями, и принять желание другого. Потому что невозможно все время оставаться в роли королевы и командовать другими. Потому что все равно наступит момент, когда другой скажет: «а теперь я буду главным!». В игре ребенку приходится учиться договариваться, иначе если все будет только по его правилам, с ним вскоре никто не будет играть. Навыки социального взаимодействия, коммуникативные умения – этому учатся в свободной игре.

  • Свободная игра важна для эмоционального здоровья.

Это мы, взрослые, можем проанализировать и рассказать о том, что нас тревожит. Для ребенка существует «язык игры». В игре он может выразить все то, что наболело. Игра помогает детям справиться с напряжением и тревогой. Ребенок может переиграть неприятную ситуацию в свою пользу, таким образом справиться со своими переживаниями.

  • «игра — это главный механизм, при помощи которого высшие отделы мозга включаются во взаимодействие», — говорит Жак Панксепп.

В игре стимулируется развитие нейронной сети головного мозга. Ребенок готовится к будущей взрослой жизни, к ее непредсказуемости. В игре он находится в разных выдуманных обстоятельствах. Игра не написана по сценарию — за секунду до события, никто из участников не знает что будет дальше. Просто кому-то неожиданно приходит в голову «а давайте так!», и ребенок вынужден реагировать на эти обстоятельства, думать как ему поступить. Такое мнения разделяет Боулдере Марк Бекофф — биолог из Университета Колорадо. Он признает тот факт, что игра непредсказуема и предполагает элементы творчества. И в конечном итоге, как говорит ученый, игра помогает быть на шаг впереди других, так как в игре развивается гибкость и  способность к нестандартному поведению.

Я думаю, этим список всего полезного, что может дать игра, не ограничивается. Есть много исследований, результаты которых просто не уместить в формат короткой статьи. Но ни одно из них не доказывает того, что она является бесполезным времяпрепровождением. Некоторые взрослые почему-то так решили. Решили, что ребенка нужно развивать. Что это целенаправленное действие, методики, задания. Что без них он никак не обойдется в нашем мире. В итоге, мы хотим развивать детей, забирая у них естественную возможность развиваться.

Image courtesy of AKARAKINGDOMS at FreeDigitalPhotos.net

Автор:

Добро пожаловать, уважаемый читатель! Меня зовут Тамара Юшкова, я психолог, педагог, мама, блогер. Про Деток Блог - мой авторский проект о развитии и воспитании детей, на страницах которого я размещаю информацию по детской психологии, о детско-родительских отношениях и обо всем, что так или иначе может оказаться полезным, интересным, необходимым родителям и другим взрослым в деле воспитания и развития ребенка. Буду рада знакомству с вами в комментариях, рассылке, страницах этого ресурса.

18 комментариев to “Раннее развитие или зачем мы делаем наших детей ущербными?”

  1. Очень полезная статья! К сожалению, под ранним развитием сегодня понимают раннее обучение, а это совершенно разные понятия.

  2. Спасибо, Тамара! Тема очень актуальная и важная! Интересно было узнать об опыте Дороти Эйнон и его результатах. Да, современное время дало нашим деткам по рукам, образно говоря, роботонировало наших деток, а инициативную активность уже побеждает нерешительная пассивность, по всем фронтам.

  3. Согласна с Вами по поводу пользы игры или свободного творчества. Но есть еще такой момент, который ярко заметила по себе: у каждого родителя есть свои сильные и слабые стороны — и это неминуемо отражается на том, чем он занимается с ребенком. Например, для меня художественное творчество — это темный лес. Может, именно поэтому мы достаточно редко лепим, красим и т.п. Так же и с физподготовкой — по этой части у нас папа.
    Зато очень любим читать книги, ходим в библиотеку и дома покупаем, читаем. Или оба любим заниматься по тетрадям с заданиями, особенно на логику. И цель у меня вовсе не в том, чтобы вырастить гения 🙂 просто вижу, что и мне, и ребенку это приятно.
    Мне кажется, вполне нормально, если в той сфере, где родители слабоваты, помогут педагоги (на кружках или в саду). Поэтому я за кружки 🙂

  4. Ольга, мне вот даже возразить нечего 🙂 Но смысл в том, чтобы не просто заниматься с ребенком тем, что обоим приятно, а делать это не в ущерб игре. Потому как часто родителю проще посидеть с ребенком и позаниматься чем-то. В том числе проще и мне. А вот чтобы поиграть… например, в сюжетно — ролевую игру. Я вот ловлю себя на мысли, что я не умею этого делать. Мне в голову не приходят слова, которыми я могу ответить за игрушечного барана, я не могу спонтанно развивать сюжет, я начинаю чувствовать себя не в своей тарелке. Настольная игра, по четким правилам — пожалуйста. Конструктор — без проблем. А вот с игрой проблемы, мне не интересно. А между тем, для ребенка это естественная потребность, свободная игра может дать ребенку намного больше, ежели я просто посижу и позанимаюсь тем, что в большей степени интересно мне. Поэтому развиваюсь в этом направлении.

  5. Тамара, согласна с вами. Однажды видела в одноклассниках ролик: маленькая девочка, не старше 2-х лет, пытается играть, а мама ей «столица Германии? столица Англии?» и т.д. И бедная малышка отвечает, причем, по-моему ещё и на время. У меня просто ступор был. А в комментариях все: «Класс! Здорово! Мама — молодец!» Родители часто путают развитие ребёнка и дрессировку. Ужасно конечно.
    Я за игру. Хотя играть в ролевые игры для меня тоже пытка. В лото, домино, бродилки всякие играю, но только доходит до ролевых игр, в лучшем случае играем в «кафе». Ну никто ж не обещал, что будет легко 😉

    • Светлана, согласна. Идет именно натаскивание на знание чего-либо. И родители думают, что они тем самым развивают ребенка.
      И да, никто не говорил, что будет легко. 🙂 Главное начать и практиковать. Все приходит с опытом.

  6. Все хорошо, что в меру! Главное — уделять время ребенку! Играть маме и учиться получать от этого удовольствие. А еще не мешать ребенку развиваться естественно! А показывание карточек и заучивание — это далеко не раннее развитие…

    • Елена, согласна, что уделять ребенку время — это самое главное, но и сложное. И насчет показывание карточек и заучивания — это обоюдоострый камень, может быть как хорошо, так и плохо, смотря какие цели преследуют родитель. Если просто провести время с ребенком, выучить стишок, потешку к пальчиковой гимнастике — то это здорово! Если дома есть карточки с животными, которые родители периодически с удовольствие рассматривают вместе с ребенком, без натаскивания как какое животное называется — тоже здорово! Но когда родитель от ребенка начинает требовать знаний, названий, описаний как то или иное животное выглядит, это уже перебор.

  7. Тамара, здравствуйте. 🙂 Статья изумительна, на мой взгляд! Когда я читаю заголовки, то порой возникает спорное чувство. Вот, казалось, «раннее развитие вредно»… И многие сразу возникают, что ничего подобного (!!!). Однако как правильно Вы расставили акценты! Раннее развитие часто действительно путают с ранним обучением — таким образом, не ранее развитие вредно, а суть его понимания. Одно дело, когда сам ребёнок проявляет признаки одарённости и совсем другое, когда родители делают из своих детей насильственно гениев. Помню, когда я впервые познакомилась с представленным Вами экспериментом, то в моей голове вектор восприятия по отношению к детскому развитию изменился. 🙂 Безусловно, не всем сразу становится понятна суть расхождения в понятиях. Заниматься — это и уделить внимание ребёнку, заниматься — это и играть вместе, заниматься — это и систематические упражнения — тренировки за столом… И, конечно, в раннем возрасте и в дошкольном детстве именно последним нельзя злоупотреблять. Ситуации бывают разными — тут спорить бесполезно, альтернатива (но ни в коем случае не замещение) — это игровые задания. По сути, та же игра, но часто с дидактическим, учебным характером. А вот про потенциал СВОБОДНОЙ игры действительно многие знают, но имеют искажённое представление.
    Для нас, взрослых, действительно весьма часто трудно подстроиться под игру детей: не хватает способности к импровизации, взрослая лень именно играть, а как сложно нам порой построить сюжетные диалоги (смеюсь над распространённым мнением, что мы всё сетуем, что у детей слабо развито воображение и связная речь :))…)! В детском саду действительно часто воспитатели сталкиваются с тем, что дети не умеют играть, но проблема в том, что не только родители, но и воспитатели нередко мало уделяют внимания этой проблеме. Все осознают, исследования проведены, доказательства получены, а «воз и ныне там»… Конечно, где — то на зачатках это желание играть было убито из — за отсутствия поддержки и понимания со стороны взрослого, а происходит это именно в раннем детстве. И уже в младшем дошкольном возрасте (3-4 года) мы получаем, что дети не знают, как подступиться к игрушке, а в старшем и того хуже: дети просто не понимают, как развить сюжетную линию, хотя, казалось бы, всё должно происходить интуитивно… А причина как раз в том, что вместо игры с детьми часто именно занимаются, нанося вред мотивации по всем фронтам — и учиться не хочется — надоело, и играть не хочется — не умею….Большое значение имеет и стимулирующая среда, и, пожалуй, самое главное — напарник в игре. Из личного опыта у меня у самой очень яркий пример. У моей дочки довольно серьёзные речевые проблемы, поэтому занятия по этому направлению носят ежедневный характер. На каком — то этапе у меня сложилось впечатление, что двигаемся мы довольно медленно. Игровые задания помогали, но чего — то не хватало. Она очень любит играть, постоянно что — то сочиняет, но именно в эти моменты я особенно чётко видела все речевые сложности… Понаблюдала я за этим и решила просто играть вместе с ней. Сложно? Да, конечно. :))) Однако скачок был более чем заметен. Согласна я и с Ольгой: действительно очень большую роль играет и темперамент родителей, и детей — отсюда выбор рода деятельности. Об этой связи психологи тоже уже десятилетия говорят. Бывает и нередко, что темпераменты и характеры родителей и детей очень сильно отличаются — поэтому — то речь и идёт об осознании этого момента и определиться с «помощниками», будь то кружки или другие близкие, окружающие ребёнка. НО игру не заменит ничто, так как создаются уникальные предпосылки для развития послепроизвольного внимания, в быту часто зовущимся вдохновением, а в научной среде близко к пониманию мотивации. Концентрация не на результате, а на процессе — это особенность игрового процесса. А результат получается по ходу, без напряжения, что только повышает эффективность в стремлении дать ребёнку разнообразные знания и представления об окружающем. 🙂 Спасибо, было интересно. 🙂

    • Екатерина, спасибо за такой подробный комментарий.
      По поводу игровых заданий, есть хорошие статьи у Смирновой Елены Олеговны. Она пишет о том, что сейчас ими злоупотребляют, по сути заменяя собой свободную игру. Так же она пишет о том, что игра не лучшее средство обучения.
      По поводу речевых проблем, сколько вашему ребенку лет? Профессиональный интерес :))) У моей младшей тоже были проблемы, не знаю, можно ли назвать их серьезными. Скорее да, но на мой взгляд все было не так плохо. Но мне моего образования было мало, я обращалась за помощью к логопеду. Все таки они больше с речью работают, чем психологи. Умеют делать зондовый массаж и проч. И со мной ребенок занимался гораздо хуже. Так же по совету нашего логопеда мы занимались на портале mersibo.ru Там потрясающая коллекция игр на развитие речи (в том числе разные игры на тренировку воздушной струи), и ребенок занимался с великим удовольствием, кто же не любит играть то в компьютерные игры?

      • Тамара, помимо психологического у меня и логопедическая подготовка (очень хочется и дальше совершенствоваться в этом направлении), а в данный момент на дефектолога обучаюсь. 🙂 Просто психология мне ближе и основное, а всё остальное я изучаю вдогонку, так как Вы абсолютно правы: сейчас только психологического образования мало, да и в этой области надо постоянно совершенствоваться и заниматься саморазвитием. 🙂 И к логопеду мы ходили, которого я очень ценю, но ребёнок просто не реагировал на него. Таким образом, мы ходили только для того, чтобы ребёнок постепенно привыкал к занятиям с другим взрослым (психологический аспект), и я сама для себя получала консультацию, а логопедическую нагрузку несли домашние задания. Многие не верят :)), но потом убеждаются (так и с нашим логопедом получилось), что на других взрослых она реагирует полным неподчинением или взрослому необходимо проявить изобретательность, а не все педагоги справляются. … Наверно, я и не буду расписывать все тонкости нашей ситуации 🙂 — она действительно своеобразна. С одной стороны, Вы увидите живого, весёлого, активного ребёнка, с другой стороны, когда начнёте заниматься, то столкнётесь с трудностями. Впрочем, я скорее описываю ситуацию, которая у нас была 1,5 года назад, сейчас многое иначе — скачок большой и социальная адаптация намного лучше. Моему ребёнку через 2 месяца будет 6 и у него сенсомоторная алалия. По поводу игровых заданий — в этом случае я и говорю о том, что именно в разнице понимания и подмене понятий часто и с родителями трудно строить конструктивный диалог. Знакома с трудами Е.О. Смирновой и во многом на неё ориентируюсь. 🙂 Но и я немного не в том ключе выразила свою мысль. Абсолютно согласна, что есть ряд моментов, особенно коррекционного характера, когда необходим более строгий подход — но с дошкольниками всё равно среди всех заданий присутствуют игровые моменты, переключая внимания ребёнка, снимая напряжение — в этом смысле я и писала об игровых заданиях. С mersibo.ru, кстати, познакомилась год назад и очень довольна этим знакомством. 🙂 Когда я написала, что в процессе игры ребёнок может и обучаться, то никак не могу изменить своё мнение :), так как и труды Д.Б. Эльконина тому доказательства, очень подробно изучала я связь памяти и игры — доказательства более чем очевидные. Я уверена, что мнение Е.О. Смирновой совсем не противоречит, а скорее делает акцент на тех ситуациях, с которыми педагоги столкнулись несколько десятилетий назад, когда было опытным путём доказано, что чрезмерная свобода без соответствующей дисциплины не очень эффективна при обучении — это раз. И второе, когда педагог начинает активно вмешиваться в свободную игру, то это ведёт к искажению сущности игры. Здесь надо без напора и действительно уметь подстроиться под ребёнка. Это всё необходимые оговорки и нюансы, так как историей уже доказано и наглядно показано, как хорошие утверждения бездумно и фанатично применяются на практике. 🙂 Я думаю, что именно по этой причине споры будут постоянно, пока кто — то не наберётся сил для развёрнутого объяснения со множеством примеров. 🙂

        • Екатерина, наконец-то добралась, чтобы вам ответить. Извините, что не сразу. Выпала из интернета, было много дел.
          В борьбе с сенсомоторной алалией могу только пожелать вам удачи. Про логопедическую подготовку теперь понятно, вас ситуация обязывает. Моя же сфера интересов, это скорее нейропсихология, отчасти клиническая психология, очень хочу пройти переподготовку на ABA. Но живу слишком далеко от Мск.
          Видите, когда беседуешь в Интернет, есть риск недопонимания. Я тоже имела ввиду не совсем то :))) Посредством игры ребенок обучается — это 100%, в том числе интеллектуально. Потому что в спонтанной игре, игре со сверстником ребенок нередко решает диалектическую задачу.Я скорее имела ввиду игровые средства обучения. Ситуации при которых детей садят за столы, и какой нибудь игрушечный персонаж предлагает детям решить различные задачи. Игра приобретает дидактический смысл, обучающий.

          • Да, Тамара :), видимо, мы немного друг друга не поняли. 🙂 Однако в таком развёрнутом диалоге очень много разложили по полочкам, что очень ценно, на мой взгляд. 😉 Конечно, вся путаница и происходит в понимании сочетания обучение и игра: да, в игре ребёнок обучается, но стоит правильно понимать суть определения «обучающая игра» и не злоупотреблять ею. Игра слов…, а смысл нередко искажается.

  8. Да, для многих, конечно, актуально и ценно, но слава Богу, все же не все так запущено))))

    А еще. Вы бы не могли увеличить шрифт на сайте, а то очень неудобно читать)))

    • Светлана, по повожу шрифта… Возможно все дело в индивидуальных настройках монитора? Шрифт вроде оптимальный.

  9. Прекрасная статья! Для многих раннее развития это просто мода, стремление быть не хуже других. Наравне с ними есть дети, которыми вообще не занимаются в плане обучения. Они целый день бегают у нас во дворе. И я не скажу, что они глупее. Нормальные дети. Зато играть умеют, да еще как.
    Я дочкой целенаправленно не занимаюсь. Есть буквы магниты на холодильнике. Спросит, что за буква, отвечу. Иногда просит сложить слово. но специально внимание к ним не привлекаю. Но алфавит уже знает (2,5 г).
    А вот во дворе специально свожу с такими детками, которые умеют играть сами и вовлекают в игру, а не ждут, пока мама сделает им куличик.
    также считаю полезным дать поскучать. Когда еще можно дать ребенку возможность придумать самому себе занятие?

Leave a Reply to Тамара

Сообщение