О раннем развитии, которое не развивает

     Полтора года назад я уже публиковала материал о раннем развитии. На днях перечитала его (материал тут). И хотя специалисты в области дошкольного образования и детства потихонечку начинают говорить о вреде раннего развития раннего обучения, то я уже, если честно, хочу кричать в рупор и звонить в колокола…

     Есть у меня один воспитанник, назовем его Костей. Костя в свои неполные четыре года уже умеет читать. Более того, Костя это умел и в три года, и довольно бегло. Костя лихо ориентируется в трехзначных числах. Декламирует сказки Корнея Чуковского целиком. Сам учит английский. Говорят, что у него неплохо получается. Когда его одногодки только учили различать цвета в младшей группе детского сада, Костя в знании цветов и их оттенков плавал как рыба в воде. При этом Костя, к сожалению, очень тяжело приучался к горшку. В свои три года Костя мочил штанишки, сам никак не одевался. На занятии в детском саду сидеть не мог. Не потому что не хотел, а потому что не понимал и не принимал норм и правил. Его поведение напоминало поведение полуторогодовалого малыша: иду туда куда хочу, делаю то, что хочу. Попытки педагога заинтересовать его занятием и деятельностью, которой он занимается с детьми, не к чему не приводили. В режимных моментах, когда нужно было помыть руки или сесть за стол покушать, тоже возникали трудности. Костя мог закатить истерику, потому что хотел заниматься совсем другим. А еще Костя… если его о чем-то спросить, просто повторяет услышанную фразу. И Костя может летать где-то в облаках периодически (словно в своем мире), не выстраивает отношения с детьми, и уровень развития игры у него не просто низкий, а очень низкий.

     Давайте опустим намеки на эхолалию и размышления о том, что с Костей что-то не так. Потому что Костя — гениальный ребенок, не по годам развитый, он знает то, что его сверстникам станет доступно не скоро. Родители специально старались, занимались ребенком или с ребенком. И разбирать причинно-следственную связь в данном случае не хочется. Детским специалистам и так все понятно. Но я хочу заострить внимание на внешней стороне явления. Потому что Костя – собирательный образ. А проблема заключается в том, что у нас становится все больше детей двух-трехлетнего возраста, которые поражают своей эрудированностью и знаниями. Родители увлеченно ими занимаются, или самостоятельно, или с помощью педагогов в различных кружках. Трехлетка может знать сотню другую иностранных слов, выстраивать простейшие фразы на иностранном языке, может знать географические названия и т.д. Но этот же ребенок не в состоянии самостоятельно одеться, помыть руки, повесить свое полотенчико не крючок в умывальной комнате дошкольного учреждения, или даже застегнуть липучку на обуви. Трудность не только в этом. Я видела таких трехлеток, которые при общей эрудированности, не в состоянии были выразить личностные потребности простыми словами «пить», «кушать», «в туалет», «мне холодно» или сказать о причине своих слез словами «больно» или «бобо».

     Поэтому, уважаемые родители, я хочу, чтобы вы разводили эти понятия в разные стороны: ранее развитие и ранее обучение. Потому что описанная картина с мальчиком Костей – это картина, которая не иллюстрирует развитие. К сожалению, это картина ребенка, который отстает в развитии. Поймите, общая эрудированность всего лишь демонстрация хорошей памяти ребенка. Она никак не связана с интеллектом. В нашей с вами жизни (вы прекрасно можете наблюдать это в различных телевизионных шоу) эрудитов гораздо больше, чем людей, обладающих незаурядным интеллектом. Потому что запомнить факт, название явления, дату гораздо проще, чем научиться думать и размышлять. Чувствуете разницу?

     И еще очень и очень важный момент. Пока родитель занимается с ребенком и пытается «впихнуть» в него знание цифр, букв, географических названий и т.д. этот родитель забирает у ребенка очень ценные моменты времени. Те моменты времени и жизни, когда ребенок может развиваться. И чтобы, вы, уважаемые читатели не наступили на эти грабли, давайте с вами сделаем небольшой, но увлекательный экскурс в психологическую науку. Посмотрим, что важно, что влияет на детское развитие и что, в конце концов, будет таковым являться.

     Ссылаться я буду на великие умы отечественной психологической школы. Не потому что зарубежные ученые мне не по душе, а потому что труды наших соотечественников общепризнаны и несмотря на повальное увлечение околопсихологическими знаниями, переиздаются за рубежом.  Так вот, некогда А. Н. Леонтьев (советский психолог, философ, педагог) выдвинул гипотезу о типе ведущей деятельности, которая в последующем получила развитие в работах Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова. Само понятие ведущей деятельности было введено Л. С. Выготским (ученым с мировым именем) в далеких 30-х гг. 20 века. Суть заключается в том, что в определенном возрасте ребенку присуща определенная деятельность, которая ставит во главу угла его развитие. Именно в ведущей деятельности возникают и изменяются другие виды деятельности, перестраиваются психические процессы, происходят изменения особенностей личности.

     Так, в возрасте

  • от 2 месяцев до 1 года ведущая деятельность – эмоциональное общение;
  • от года до трех – орудийно-предметная (или предметно-манипулятивная);
  • в дошкольном возрасте от 3 до 7 лет – сюжетно-ролевая игра;
  • в начальной школе от 7 лет до 10/11 ведущей является учебная деятельность.

     Что это значит? Если мы доверяем тем исследованиям, которые нам говорят о том, что в возрасте до 1 года ведущая деятельность – эмоциональное общение, то это значит, что нужно отложить в сторону карточки Домана и эмоционально общаться с ребенком: трогать друг друга, гладить, улыбаться, смеяться, брать ребенка на руки, играть с ним в веселую игру «ку-ку», «сороку-белобоку» и т.д. Этого эмоционального общения на данном возрастном этапе должно быть максимум! Ни о каком развитии интеллекта, логики, английском, математике в этот период не может быть и речи!

     Если эту деятельность (эмоциональное общение) игнорировать и искусственно вызывать у ребенка другие виды активности, заставлять его заниматься другими видами деятельности (именно заставлять, потому что ребенок вам не может отказать никак), то мы скорее будем ограничивать и обеднять его развитие. Потому что ведущая деятельность – это та деятельность, которой подчинено все остальное. И если она не реализуется в полном объеме, то дальнейший шаг невозможен. Развитие (по Л.С. Выготскому) идет последовательно, то есть нельзя перепрыгнуть какой-то шаг.

     Хочу отдельным пунктом вернуться игре. В материале, на который давала ссылку в самом начале, также написано, что игра очень и очень важна. Если не оставлять ребенку свободного времени, а водить его сначала на плавание, потом на рисование, затем на английский, а потом еще и дома заниматься по развивающим тетрадям, то ничего хорошего не выйдет. Помните про исследование Дороти Эйнон с крысами? Одну группу крыс лишили возможности играть и предлагали им разнообразные задания, в результате их мозг не развился должным образом. Это не единичное исследование. Зоолог Ясон Бадридзе в своей работе с волками выяснил, что животные будут полностью не приспособлены к жизни на воле, если в детстве у них не было возможности играть с другими волками на максимально сложном ландшафте. Волчата, которых содержали в пустом вольере, не могли успешно охотиться в последующем, в отличии от тех, которые играли посреди груды камней, коряг и в условиях, максимально приближенных к ландшафту леса. Наверное, из этих соображений, важности и необходимости игры для ребенка, ООН в 2013 г. внесла поправку в Декларацию прав ребенка и законодательно закрепила право ребенка на игру. Основная задача, которую преследовала ООН – борьба с тем положением вещей, которое складывается на мировой арене в отношении детства, а именно: его коммерциализация и общая занятость ребенка.

     Получается, что из благих намерений, когда, казалось бы, родители действуют в интересах ребенка, ничего хорошего не получается. Даже если это кружок по рисованию или лепке. С одной стороны, что плохого-то в кружке по рисованию и занятию творчеством? Это же не развитие общей эрудированности! Это же не знания! Пожалуй, можно меня обвинить в некой предвзятости. Но я искренне не пойму, зачем годовалому ребенку рисовать кляксы в компании еще десяти годовалых малышей и их родителей? Почему полуторогодовалые или двухлетки должны заниматься творчеством по расписанию? Почему они должны заниматься именно тем, что для них приготовил педагог? В этом возрасте ребенок должен просто иметь возможность взаимодействовать в свободной форме с этими материалами. Отнюдь не по часам, и не каким-то особенным образом. Он должен исследовать их, иметь возможность сжимать, намазывать, раскрашивать себя краской, другими словами – изучать их свойства и экспериментировать. Потому что творчества по часам не бывает, и ребенок не научится здорово рисовать или лепить, если краски или пластилин выдаются по часам.

     Вы думаете, что на этом все? А вот и нет! Вернемся к нашему Косте. Помните я говорила, что он сам учит английский? Как думаете, как ему это удается? Не открывает же он учебник… Да, все правильно, посредством различных обучающих видео. И, пожалуй, хуже развивающих кружков могут быть только различные развивающие программы, которые дети могут смотреть с квадратными глазами буквально сутками. Западные страны уже пережили бум популярности различных обучающих видео для самых маленьких. Некоторые страны, такие как Канада, Англия даже объявили войну подобного рода видео. Америка не является исключением: американский академия педиатрии настойчиво советует родителям не показывать детям никаких фильмов вплоть до двухлетнего возраста. Исследования в этой области проводятся зарубежными и нашими специалистами. Например, Центр психолого-педагогический экспертизы игры и игрушки при Московском городском психолого-педагогическом университете провел анализ одного эпизода из серии фильмов для детей «Я все могу».  Результаты следующие: в одной серии 20-минутного фильма поместилось около 170 эпизодов и 70 сюжетов по выбранной тематике. Для сравнения возьмем новостную 30-минутную программу. В среднем там присутствует 70-90 сюжетов и от пяти до семи тем. За рубежом были свои исследования, подробно о которых я рассказывать уже не буду. Но в результате, в Великобритании ассоциация педиатров объявила подобные видео опасными. Польза от таких видео, конечно, есть – вы получаете свободное время. Однако, ребенок недополучает общение и время на исследование окружающего мира и игру. Более того, сейчас все больше стали говорить о том, что подобное видео угнетает психику.

     Что же у нас с вами получается? А то, что самые развитые дети — именно те, кто имел возможность в детстве играть в сороку-белобоку, гремел крышками в маминой кухне, долго сидел и рассматривал пуговицы; кто бегал на улице с палочкой и месил руками грязь, гладил кошку, намазывал на себя краски и рисовал на обоях, наблюдал в траве за муравьями, часами играл в дочки-матери или перевозил грузы в игрушечном грузовике. Именно у этих детей развита моторика, речь. Они воображают, они познают, они развиваются. Да, пускай они не знают, что есть такая страна Босния-Герцеговина, столица которой Сараево. Или не умеют считать до 100, или читать в три с половиной года. Но они могут самостоятельно одеться, сходить в туалет, рассказать где болит. В четыре года они могут мыслить и сказать, почему одних называют животными, а других насекомыми, а не просто перечислить тех и других. Есть очень немного методик, которые действительно помогают ребенку в развитии. Но ни одна из них не может заменить игру и общение с родителями. На сегодня у меня все. До новых встреч!

 

Автор:

Добро пожаловать, уважаемый читатель! Меня зовут Тамара Юшкова, я психолог, педагог, мама, блогер. Про Деток Блог - мой авторский проект о развитии и воспитании детей, на страницах которого я размещаю информацию по детской психологии, о детско-родительских отношениях и обо всем, что так или иначе может оказаться полезным, интересным, необходимым родителям и другим взрослым в деле воспитания и развития ребенка. Буду рада знакомству с вами в комментариях, рассылке, страницах этого ресурса.

2 комментария to “О раннем развитии, которое не развивает”

  1. Катерина:

    Добрый день!!! Напишите пожалуйста статью, о том, как воспитатели детского сада должны уделять равное внимание детям ,а не только заниматься со своими любимчиками,очень полезная инфа для них…мне очень интересно ваше мнение по этому поводу

    • Катерина, здравствуйте! Спасибо за отзыв. По поводу вашего запроса на материал могу сказать, что не уверена, что получится целая статья. Если размышлять по поводу равного внимания всем детям… то Вы говорите о некоторой идиллии, которую реализовать в группе детского сада не всегда возможно. Потому что есть дети с разными потребностями и личностными особенностями. Некоторым детям действительно требуется немного больше внимания, чем остальным. Другие же дети, напротив, будут испытывать дискомфорт при повышенном внимании воспитателя.
      Совсем другое дело, если Вы говорите о любимчиках. Опишите, пожалуйста, более подробно, с какой проблемой Вы столкнулись. Буду рада помочь. 🙂

Leave a Reply to Катерина

Сообщение